logo search
лекции по социальной психологии (Шп

16. Социализация личности

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толко­вания среди различных представителей психологи­ческой науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой пред­лагают рассматривать как синонимы слова «социа­лизация»: «развитие личности» и «воспитание». Бо­лее того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно уга­дываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приоб­щения его к системе социальных связей» и т.д. Про­цесс социализации представляет собой совокуп­ность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и цен­ностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Одно из возражений и строится обычно на осно­ве такого понимания и заключается а следующем. Если личности нет вне системы социальных свя­зей, если она изначально социально детерминиро­вана, то какой смысл говорить о вхождении ее в си­стему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утверждалось, что новорожденное человече­ское существо не есть еще человеческое существо и ему предстоит пройти путь «гоминизации»? Не совпадает ли пойятие социализации с процессом гоминизации? Как известно, Л.С. Выготский решительно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще необходимо гоминизи-роваться. Он настаивал на том, что ребенок, ро­дившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Если социализацию отождествлять с гомииизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к «социализации».

Сомнение вызывает и возможность точного разве­дения понятия социализации с другими, широко ис­пользуемыми в отечественной психологической я пе­дагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно и заслуживает того, чтобы быть обсуж­денным специально. Идея развития личности - одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной дея­тельности придает особое значение идее развития СО личности: ребенок, развиваясь, становится таким 1субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне вклю­чения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значитель­но более четко представленным именно в идее раз­вития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания - социальная среда и подчеркивается направление.ее воздействия на личность.

Первая сторона процесса социализации - усвое­ние социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на сре­ду с помощью деятельности.