logo search
лекции по социальной психологии (Шп

79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии

В области социальной психологии проблема эф­фективности не решается столь просто. В ней нужно различать две стороны: в чем может проявляться эф­фективность каждого отдельного исследования (и со­ответственно как измерять ее) и что значит эффектив­ность социальной психологии в широком плане (т.е. каковы возможности данной науки в принципе с точки зрения внедрения результатов исследований). Каждая из этих сторон имеет свои собственные проблемы,

Эффективность каждого отдельного прикладного исследования может, конечно, проявиться и в том, что рекомендации социальных психологов дадут пря­мой экономический выигрыш. Можно легко предста­вить себе такую ситуацию, что исследование, пред-положим, психологического климата промышленного U] предприятия приведет к таким существенным преоб-~~J разеваниям в области трудовой дисциплины и произ­водительности труда, что предприятие начнет резко перевыполнять планы, экономить сырье и т.д. При этом эффект социально-психологического вмеша­тельства получит денежное выражение.

Предположим, что мы научимся считать .экономи­ческий выигрыш от внедрения социально-психологи­ческих рекомендаций. Будет ли это означать, что мы умеем учитывать все аспекты эффективности приклад­ного исследования? Разумеется, нет. Эффективность социально-психологического исследования не может быть измерена лишь подсчетом того, насколько . экономически эффективнее работает коллектив. Дру­гая сторона вопроса - социальное развитие и группы в целом, и каждого ее члена в отдельности - не менее важная характеристика. Благоприятный психологиче­ский климат может означать не только повышение про­изводительности труда, рост дисциплины, уменьшение текучести кадров. Вместе с тем благоприятный психологический климат улучшает настроение коллектива, каждого работника в отдельности, стимулирует его к повышению собственной культуры, развивает в лю­дях активность, общительность, чуткость по отноше­нию друг к другу и т.п. Единиц, в которых измеряется такой моральный, чисто психологический, выигрыш, не существует. Следовательно, при оценке эффективности прикладных исследований в социальной психологии надо как-то, хотя бы на описательном уровне, фикси­ровать и эти стороны. Нельзя, сравнивая два иссле­дования, сказать, что одно из них эффективно, а другое нет, судя только по количеству увеличившейся продук­ции в одном из изученных коллективов.

В социальной психологии специфически решается проблема «внедрения». Не всегда социальный пси­холог в состоянии сам внедрить свою рекомендацию. Он может дать серьезный анализ, например, деятель­ности руководителей на каком-то предприятии, дока­зать, что в отдельных бригадах отношения неблаго­приятны из-за того, что руководитель не обеспечивает 00 оптимальной рабочей атмосферы. Рекомендация бу- Ю дет сформулирована так, что тот или иной мастер, бригадир, начальник цеха не соответствует и должен быть заменен. Но заменяет его не социальный психо­лог. В каждом учреждении, на каждом предприятии есть своя система выдвижения и замены кадров, и принятие решения по этому вопросу есть компетен­ция администрации, профсоюза, общественных орга­низаций, но никак не социального психолога. Таким , образом, в ряде случаев возникает дистанция между «знанием» и «решением» их: субъектами знания и ре­шения являются разные звенья организации со­циального процесса. Если же согласиться с тем, что роль социальной психологии при проведении при­кладных исследований чисто консультативная, то это вновь заставляет задуматься над вопросом об изме­рении эффективности таких исследований. Для реше­ния его, безусловно, прежде всего необходимо на­копление некоторого опыта.