logo search
лекции по социальной психологии (Шп

80. Экспериментальный период развития социальной психологии

Вся экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии, разви­вавшейся вне марксистской традиции. Она охватывает период начала XX в. и особенно время, наступившее после Первой мировой войны. Именно этот период счи­тается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Важной официальной ве­хой послужила программа, предложенная в Европе В. Менде и в США Ф. Олпортом, в которой были сфор­мулированы требования превращения социальной пси­хологии в экспериментальную дисциплину. В США, где в экономике особенно стимулировалась практика при­кладных исследований, что заставляло в той или иной мере социальных психологов повернуться лицом в ак­туальной социально-политической тематике, экспе­риментальная наука получает основное развитие. Осо­бенное значение такая практика приобретала в условиях развернувшегося экономического кризиса. Здесь-то и обозначилась беспочвенность старой социальной психологии перед лицом новых задач.

Касаясь чисто теоретических концепций, нужно отметить, что преодоление старой традиции приняло форму критики концепции В. Макдугалла, где в наи­большей степени отражены все слабые стороны дис­циплины предшествующего периода.

В то же время в развитии психологии четко обозна­чились три основных подхода: психоанализ, бихевио­ризм и гештальттеория. Социальная психология ста­ла опираться на идеи, обозначенные в этих подходах. Особо следует отметить бихевиорический подход, который отражает в какой-то мере идеал построения строго экспериментальной дисциплины.

Главным объектом исследования становится ма­лая группа. И это не случайно, так как само увлечение экспериментальными методиками предполагает ис­следование этих процессов, протекающих прежде всего в малых группах.

Но такое увлечение быстро привело к односто­роннему развитию социальной психологии. Она утратила всякий интерес к теории, чем была ском­прометирована сама идея теоретической со­циальной психологии. Все это грозило противопо­ставлением исследования как оптимальной формы организации научного процесса как спекуляций, так и простому рассуждению по поводу предмета. По­чему-то требование рассматривать исследование теоретических работ стало отождествляться со спекуляцией. Поэтому экспериментальный период в развитии социальной психологии (особенно е США) очень быстро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий.

Безусловно, именно в рамках данного периода со­циальная психология набрала силу как научная дис­циплина. Были проведены многочисленные ис­следования в области малых групп, разработаны методики, которые стали классическими и вошли во все учебники. Однако проблематика массовых про­цессов оказалась практически исключенной из ана­лиза.

Оживился интерес к теоретическим знаниям, ко­торые в период 30-х гг. XIX в. были непопулярны, малочисленны, но, несмотря ни на что, продолжали существовать. На волне возрожденного интереса те­оретические проблемы концентрируются вокруг че­тырех направлений: бихевиоризма,психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. Из четырех направлений три представляют собой социально-психологические варианты течений пси­хологической мысли, а четвертое направление - ин-теракционизм - представляет собой социологиче­ский источник.