80. Экспериментальный период развития социальной психологии
Вся экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии, развивавшейся вне марксистской традиции. Она охватывает период начала XX в. и особенно время, наступившее после Первой мировой войны. Именно этот период считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Важной официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Менде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. В США, где в экономике особенно стимулировалась практика прикладных исследований, что заставляло в той или иной мере социальных психологов повернуться лицом в актуальной социально-политической тематике, экспериментальная наука получает основное развитие. Особенное значение такая практика приобретала в условиях развернувшегося экономического кризиса. Здесь-то и обозначилась беспочвенность старой социальной психологии перед лицом новых задач.
Касаясь чисто теоретических концепций, нужно отметить, что преодоление старой традиции приняло форму критики концепции В. Макдугалла, где в наибольшей степени отражены все слабые стороны дисциплины предшествующего периода.
В то же время в развитии психологии четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальттеория. Социальная психология стала опираться на идеи, обозначенные в этих подходах. Особо следует отметить бихевиорический подход, который отражает в какой-то мере идеал построения строго экспериментальной дисциплины.
Главным объектом исследования становится малая группа. И это не случайно, так как само увлечение экспериментальными методиками предполагает исследование этих процессов, протекающих прежде всего в малых группах.
Но такое увлечение быстро привело к одностороннему развитию социальной психологии. Она утратила всякий интерес к теории, чем была скомпрометирована сама идея теоретической социальной психологии. Все это грозило противопоставлением исследования как оптимальной формы организации научного процесса как спекуляций, так и простому рассуждению по поводу предмета. Почему-то требование рассматривать исследование теоретических работ стало отождествляться со спекуляцией. Поэтому экспериментальный период в развитии социальной психологии (особенно е США) очень быстро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий.
Безусловно, именно в рамках данного периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина. Были проведены многочисленные исследования в области малых групп, разработаны методики, которые стали классическими и вошли во все учебники. Однако проблематика массовых процессов оказалась практически исключенной из анализа.
Оживился интерес к теоретическим знаниям, которые в период 30-х гг. XIX в. были непопулярны, малочисленны, но, несмотря ни на что, продолжали существовать. На волне возрожденного интереса теоретические проблемы концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма,психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. Из четырех направлений три представляют собой социально-психологические варианты течений психологической мысли, а четвертое направление - ин-теракционизм - представляет собой социологический источник.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса