7. Закономерности общения и взаимодействия людей
К серединеXIX в. возникли первые формы собственно социально-психологического знания.
Первые теории не могли базироваться на какой бы то ни было исследовательской практике, но, напротив, весьма походили на конструкции универсальных энциклопедических схем, характерных для философии той эпохи. Кроме того, эти концепции неизбежно создавались в канонах философского знания, в результате чего и социальная психология приобретала характер просто описательной дисциплины. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: 1) теория психологии народов; 2) теория психологии масс; 3) теория инстинктов социального поведения.
По классификации немецких исследователей Г. Гиб-та и М. Форверга критерием их различения является (0 способ анализа взаимоотношения личности и общества. При выяснении этой проблемы возможны два решения, а именно: признание примата личности или примата общества. Примером первого решения являются психология масс и теория инстинктов социального поведения, а примером второго решения - психология народов. Однозначно оба эти решения найдут свое продолжение в истории социальной психологии на последующих этапах ее развития.
Психология народов сложилась одной из первых в XIX в. в Германии. Здесь с помощью выделенного нами критерия психологии народов предлагалось «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества, а именно: в ней допускалось субстанциональное существование «саерхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ (нация). Процесс образования нации приобрел в то время в Германии специфическую форму в связи с объединением раздробленных феодальных земель. Не случайно эта специфика получила отражение в ряде теоретических концепций немецкого обществоведения той эпохи и оказала влияние на психологию народов. Источниками послужили в какой-то мере философские учения Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта.
Психология масс – зто другая форма первых социаль-но-гюихояогических теорий. Только по предложенному выше фитерию она дает решение водросаовзвимоотно-цпнии личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Тебрт родилась во Франции во второй половине ХК в. В основе этой твор«жлвж1гг концепция подражания Г. Тарда. Социальное поведение, по мнению этого автора, не имеет другого объяснения, кроме подражательного. Эта идея учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Эти две идеи Г. Тарда (роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания) были усвоены непосредственными создателями психологии масс С. Сигеле и Г. Лебоном.
Говоря о третьей концепции - теории инстинктов социального поведения В. Макдуталла, - надо сказать, что она стоит в первых рядах социально-психологических построений. Работа психолога В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки. В том же 1908 г. вышла в свет книга социолога Э. Росса «Социальная психология». Выход этой книги достаточно римволичен, так как психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине. Конечно, год этот можно весьма условно считать началом новой эры в социальной психологии, так как в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал книгу «Исследования по социальной психологии», которая претендовала на первое систематическое руководство. Дж. Болдуин в этом руководстве развил идею о двух видах наследственности: естественной и социальной. Последняя строится на подражании, происходящем в обществе «обмене внушениями», что и регулирует взаимоотношения людей.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса