77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
Проблематика социальной психологии в настоящее время является весьма актуальной не только в плане развития, но и для непосредственных нужд практической жизни. Для того чтобы проанализировать основные линии возможного приложения социально-психологических знаний, необходимо уяснить, какова же специфика прикладного исследования, в отличие от типа исследований, которые осуществляются в рамках «чистой» науки.
В системе современного научного знания, различают несколько основных типов исследований. Одна из классификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Но это такой «сильный» признак научного исследования, что он в значительной мере модифицирует и все другие характеристики исследовательской деятельности.
Очевидно, в самом общем виде различие между любым фундаментальным и прикладным исследованием сводится к тому, что первое отчетливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, в то время как второе - на отыскание способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.
Вопрос об их соотношении есть одна из актуальных проблем современного науковедения. Она становится особенно острой в условиях научно-технической революции, влияющей на все сферы жизни общества, включая быт, культуру, психологию людей. В условиях научно-технической революции радикально изменяются статус и роль науки в обществе, во много раз возрастает ее авторитет и вместе с тем усложняется сама организация научного исследования, в том числе и прикладного. Значение этих проблем в условиях современного этапа развития общества подчеркивалось неоднократно.
Сам факт появления в науке прикладных исследований свидетельствует о резком возрастании роли науки в современном обществе. Ее превращение в непосредственную производительную силу проявляется и в том, что результаты научных исследований включаются в развитие самых различных областей общественной жизни. 8 современном обществе, где во все большей степени возрастают возможности сознательного управления социальными процессами, прямые «приложения» науки к практике играют особую роль. Это возрастание роли прикладных исследований заставляет специально обсудить вопрос о том, как должны строиться отношения между прикладной областью знания и ее фундаментальной частью.
Такая мера строгости в этом вопросе не обязательна в фундаментальном исследовании, хотя и здесь весьма желательна. Прикладное исследование, не содержащее такого плана реализации, вызывает неудовлетворенность заказчика.
Все сказанное означает, что прикладное исследование требует особой квалификации исследователя, определенных навыков, его большой моральной и социальной ответственности. Естественно, что все эти качества становятся особенно значимыми, когда речь идет о прикладных исследованиях, касающихся сферы отношений между людьми.
78. СПЕЦИФИКА ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ | ПСИХОЛОГИИ
I Бурное развитие социально-психологических ис-
I следований в нашей стране в значительной мере было
' стимулировано именно потребностями практики. Это
I наложило свой отпечаток на становление самой на учной дисциплины.
| Если нормальный ход развития науки заключается
в том, что развитие фундаментальных исследований, I когда фундаментальные исследования «задают» про-I бяематику, а прикладные - проверяют на практике ' истины, полученные в фундаментальных исследова-1 ниях, то в социальной психологии имеет место опре-. деленный «обгон» фундаментальных исследований со I стороны прикладных работ. Нерешенность, спорность,
дискуссионность многих проблем социально-психо-I логического знания не позволяют практике «ждать» I того момента, когда все эти вопросы получат оконча-' тельные решения.
I Положительные моменты заключаются в том, что . различные области народного хозяйства и культуры | финансируют благоприятные возможности для разеи-I тия науки.
I Отрицательные моменты порождены тем, что со-I циальная психология зачастую еще не готова отве-' тить на некоторые вопросы, поставленные практикой. | Но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований. Происходит это не потому, что социальные психологи не хотят добросовестно работать, а потому, что уровень развития науки не всегда позволяет им дать всесторонний и глубокий ответ на практический вопрос. В этой I ситуации мыслимы две стратегии поведения исслежу дователя перед заказчиком: можно прямо очертить
круг собственных возможностей и отвести вопросы, на которые нельзя дать ответ на данном уровне развития науки; можно согласиться со всеми предложенными проблемами, «принять» их как заказ, зная, что ответ заведомо не будет базироваться на должном уровне знаний.
Первую позицию занять труднее: многие полагают, что такого рода «признания» в неспособности социальной психологии решить определенные вопросы компрометируют науку.
На первый взгляд вторая позиция выглядит не только как более привлекательная, но и как более смелая. Однако полученный в исследовании результат при условии выбора второй стратегии может нанести социальной психологии несоизмеримо больший урон, чем первой. Конечно, престиж социальной психологии в обществе во многом зависит от того, насколько плодотворны ее практические приложения, но вряд ли можно всерьез думать, что престиж этот может долгое время сохраняться на таких практических рекомендациях, которые не фундированы всерьез предшествующими им чисто научными разработками. Развитие прикладной социальной психологии в качестве своего важнейшего условия имеет развитие фундаментальных исследований, касающихся основных проблем данной науки.
На современном этапе гораздо более корректной позицией является позиция точного указания на то, что «может» и чего «не может» сегодня социальная психология. В тех областях, где прикладные социально-психологические исследования возможны, социальный психолог должен подойти к ним с максимальной ответственностью. Названные специфические черты прикладных исследований в полной мере представлены и в социальной психологии. Зачастую здесь они обрастают еще целым комплексом специфических трудностей.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса