logo search
лекции по социальной психологии (Шп

75. Социально-психологические качества личности

При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее со­циально-психологических качеств. Не случайно в ли­тературе имеются разные суждения по этому вопросу, зависящие от решения общих методологических про­блем. Самыми главными из них являются следующие:

  1. различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если «личность» - синоним термина «человек», то, есте­ственно, описание ее качеств (свойств/черт) долж­но включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социаль­ное качество человека, то «набор» ее свойств дол­жен ограничиваться социальными свойствами;

  2. неоднозначность в употреблении понятия «социаль­но-психологические свойства личности»;

3) различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности - рассмотрение ее то ли как «коллекции», набора определенных качеств (свойств, черт), то ли определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления.

Понятно, что решение проблемы личности в социальной психологии зависит от решения названных принципиальных проблем общей психологии. До тех пор пока не получены однозначные ответы на них, нельзя ждать однозначности и i решении более частных проблем. Поэтому на уровне социально-психологического анализа также имеются противоречивые моменты, например по следующим пунктам:

1) сам перечень социально-психологических качеств (свойств)' личности и критерий для их выделения;

2)соотношение качеств (свойств) и способностей личности (причем имеются в виду именно социаль­но-психологические способности).

Что касается перечня качеств, то зачастую пред­метом анализа в социальной психологии объявля­ются все качества, изучаемые при помощи личност­ных тестов (прежде всего тестов Айзенка и Квттела). В других случаях к социально-психологическим ка­чествам личности относятся все индивидуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекания отдельных психических про­цессов (таких как мышление, память, воля и т.д.). И лишь иногда выделяется какая-то особая группа качеств. Так, в работах М.И. Бобневой социально-психологические свойства личности рассматрива­ются как «вторичные» по отношению к «базовым» свойствам, изучаемым в общей психологии. Эти об­щие социально-психологические свойства сведены в четыре группы:

  1. обеспечивающие развитие и использование со­циальных способностей (социальный перцепции, воображения);

  2. (формирующиеся во взаимодействии членов груп­пы и в результате ее социального влияния;

  3. более общие, связанные с социальным пове­дением и позицией личности(активность, ответ­ственность, склонность к помощи, сотрудни­честву); 4{социальные свойства, связанные с общепсихоло­гическими и социально-психологическими свой­ствами (склонность к «авторитарному» или «демо­кратическому» способу действия и мышления, к «догматическому» или «открытому» отношению к проблемам и т.д.). Очевидно, что при всей про­дуктивности идеи вычленения социально-психоло­гических свойств личности реализация этой идеи не является строгой: вряд ли в предложенной клас­сификации выдержан критерий «вторичности» пе­речисленных свойств, да и основание классифика­ции остается не вполне ясным.