logo search
лекции по социальной психологии (Шп

70. Социальная установка. Основные понятия

В исследовании личности важнейшее место за­нимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование уста­новок личности отвечает на вопрос, как усвоенный социальный опыт преломляется личностью и кон­кретно проявляет себя в дальнейших действиях и поступках личности. Понятие, которое в опреде­ленной степени объясняет выбор мотива, есть поня­тие социальной установки. Оно широко использует­ся в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности. Однако термин «установка лич­ности» имеет свое собственное значение, свою соб­ственную традицию исследования, и необходимо СЛ соотнести понятие «социальная установка» с этой * традицией. Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Иногда из-за совпадения терминов путают понятия «установка» и «социальная установка», что приводит к тому, что иногда содержание этих двух понятий рас­сматривается как идентичное.

Возникает необходимость разделить сферу дей­ствий «социальных установок», как понимал их Д.Н. Уз­надзе. Вот его определение установок: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной ак­тивности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностями субъекта и соответствую­щей объективной ситуацией».

Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может за­крепляться в случае повторения ситуации. Тогда воз­никает фиксированная установка (в отличие от ситационной). Такая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии. Предложенное понимание установки не связано с ана­лизом социальных факторов, детерминирующих пове­дение личности с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, опреде­ляющих саму природу социальной ситуации, в кото­рой личность действует. Эта установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопро­са о реализации простейших физиологических потреб­ностей человека.

Идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присут­ствует у многих исследователей. У В.Н. Мясищева этот круг вопросов обсуждается в его концепции отношений человека. Отношения понимаются здесь «как система временных связей человека как лично­сти - субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами», что и объясняет как раз направленность будущего поведения личности. От­личие от установки здесь состоит в том, что предпо­лагаются различные, в том числе и социальные, объекты, на которые это отношение распространя­ется, и самые разнообразные, в том числе сложные с социально-психологической точки зрения, ситуа­ции. Сфера действий личности на основе отноше­ний практически безгранична.

Л.И. Божович утверждает, что направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции - пред­расположенности личности действовать опре­деленным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных со­циальных объектов и ситуаций. Такая интерпрета­ция направленности личности позволяет рассмот­реть это понятие как одно порядковое с понятием социальной установки.