51. Точность межличностной перцепции
В социальной психологии термин «социальная перцепция», или «межличностная перцепция», «восприятие другого человека», употребляется в вольном смысле, но последние исследования ив общей психологии восприятия характеризуются сближением восприятия и других познавательных процессов. В общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. . Один из них - осмысление всей совокупности «поме*», СНЯЩих'на пути межличностной перцепции. Существует факт неточности, который все же помогает в определении ее меры. То же можно отнести и к другому ряду средств, а именно к пристальному изучению перспективных способностей субъекта восприятия. Здесь мы можем установить соотношение характеристик воспринимающего и объекта восприятия. В частности, в экспериментах по межличностной перцепции устанавливаются четыре группы факторов:
переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя;
переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает ранее знакомых личностей;
отношения между собой и объектом восприятия;
ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции.
Имеется в виду точность восприятия, которую мы можем проверить, сопоставив его результаты с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств объектов. Определенную помощь в этом сопоставлении могут оказать различные личностные
тесты, хотя это и не единственный инструмент исследования личности, поскольку всякому личностному тесту присущи те или иные ограничения. В них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не то, что есть на самом деле.
Идея отыскать средства развития перцептивных способностей различных людей возникла достаточно давно, однако эксперименты не дали все же однозначного ответа (можно ли обучить искусству более точного восприятия другого человека). Ряд усилий связан с использованием для этих целей социально-психологического тренинга, специальные приемы которого ориентированы на повышение перцептивной точности восприятия. Программы тренинга многообразны. Особенно интересен тренинг для лиц, точность восприятия для которых особенно значима. Это учителя, врачи, руководители различных рангов и т.д.
Следовательно, всякое сопоставление, которое можно сделать подобным образом, есть всегда сопоставление с данными некоторого третьего лица, которые, в свою очередь, также есть результат чьего-то познания. То же самое распространяется и на экспертные оценки. Суждение экспертов, хорошо знающих человека, который выступает объектом восприятия, их экспертные оценки в определенных случаях представляют трудность, так как отсутствует возможность точности восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик, что заставляет искать другие подходы.
Однако вопрос по повышению точности восприятия, заданный совместной деятельностью, нельзя считать полностью решенным. В результате исследований этого частного вопроса, относящегося к характеристике общения, возникает все большая необходимость исследовать его в контексте конкретных групп и конкретной деятельности этих групп.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса