57. Основные характеристики групп
В социальной психологии традиционно изучаются прежде всего некоторые элементарные параметры группы: композиция группы - ее состав, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. В зависимости от общего подхода к группе каждый из этих параметров может приобретать различное значение. Состав группы может быть описан по различным показателям в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. В каждом конкретном случае необходимо начинать с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада, тогда мы как бы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана.
То же относительно и структуры группы. Существуют несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура коммуникаций, структура предпочтений, структура «власти» и т.д. Если рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. Главное - анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя анализ функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Кроме того, важными характеристиками являются эмоциональная структура группы, структура межличностных отношений| а также связь ее с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.
Перечень «групповых процессов» также не является чисто технической задачей. «Соединение» процессов, протекающих в группе, - задача не вполне решенная. К групповым процессам, если следовать исходному методологическому принципу, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность групп. Следующая характеристика групповых процессов, которая незаслуженно редко освещалась в социальной психологии, это развитие группы. Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выявить разные уровни этого развития и вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней, без этого картина развития группы не может быть полной. Безусловно, развитие групповых процессов допускает дробный анализ, когда отдельно исследуются развитие групповых норм, развитие групповых ценностей, системы межличностных отношений и т.д. Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) - обязательные параметры описания группы в социальной психологии.
Существует иная часть понятийной схемы, которой пользуются социальные психологи в исследованиях групп, касающаяся положения индивида в группе в качестве ее члена. Наиболее употребляемое понятие здесь - «статус» (или «позиция»), обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение. Понятие «статус», хотя и широко используется в социальной психологии, не определено достаточно точно. Наиболее широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена и определенная методика измерения статуса, а именно социометрическая методика.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса