logo search
лекции по социальной психологии (Шп

55. Проблема группы в социальной психологии

Проблема групп, в которые объединяются люди в про­цессе своей жизнедеятельности, является важнейшим вопросом не только социальной психологии, но и социо­логии. Для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том по какому критерию следует вычленять группы из того мно­гообразия различного рода объединений, которые воз­никают в человеческом обществе. В общественных нау­ках имеется двоякое употребление понятия «группа». В практике демографического анализа имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группи­ровки) людей по какому-либо общему признаку, необхо­димому в данной системе анализа. Это представлено прежде всего в статистике, когда необходимо выделить группу людей, имеющих какой-либо определенный уро­вень образования, болеющих сердечно-сосудистыми заболеваниями, и т.д. Иногда в таком понимании тер­мин «группа» употребляется и в психологии, когда, на­пример, в результате тестовых испытаний «конструиру­ется» группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах. Другая группа - с другими показателями и т.д.

Иногда под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объеди­нены каким-то общим признаком, разновидностью совмест­ной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, в которых определенным обра­зом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Именно в рамках этого второго толкования социальная психология часто имеет дело с группами, а именно в этом плане ей необходимо четко обозначить отличие своего подхода от социологического. С точки зрения социологи­ческого подхода самое главное - отыскать объективный критерий различных групп, хотя таких критериев может быть много. Иногда таким критерием может быть опреде­ленное место, которое занимает группа в системе данных общественных отношений. Социология порой с точки

зрения этого объективного критерия анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с лич­ностями, в нее входящими. Для социально-психологи­ческого подхода характерен другой угол зрения, человек является членом многочисленных социальных групп, так как выполняет различные функции. Он формируется в «пе­ресечении» этих групп: является точкой, в которой пере­секаются различные групповые влияния. Для личности это имеет два важных последствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе со­циальной деятельности, с другой - сказывается на фор­мировании сознания личности. Именно личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Какова «равно­действующая» этих групповых влияний, таково и содер­жание сознания личности. Необходимо определить, что значит для человека группа в психологическом плане, какие ее характеристики значимы для личности. Здесь имеется большая трудность соотнесения социологиче­ского и психологического подхода, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.

Итак, что же дает для социальной психологии опреде­ление группы как простого множества, элементом кото­рого являются человек или даже люди, отличающиеся общностью социальных норм и моральных ценностей и находящиеся в определенных отношениях друг к другу? Во-п|ервых, можно достаточно четко констатировать на-личие не одного человека, а многих. Здесь мы вправе говорить o группe. Но из-за отсутствия характеристик этой группы из анализа выпадает «содержательная» сторона этого множества и остается лишь тот факт, что людей в данном случае «много», т.е. весьма формальная характиристика деятельности собранных вместе индивидов. Сам по себе факт наличия отношений между людьми в рамках какого-то объединения существен, отсутствие расшифровки характера отношений обесценивает это до­полнение. Те или иные отношения, конечно, возникают всегда, если присутствуют несколько человек, а не один, даже если посадить рядом двух незнакомых людей.