§ 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
«Хороший руководитель – это, прежде всего, умный руководитель» – вряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать это суждение. Однако каждый по-разному поймет, что означает словосочетание «умный руководитель». Существует, по крайней мере, две точки зрения на природу и специфику управленческого мышления: первая исходит из представлений об «общих интеллектуальных способностях» как отражении уровня когнитивного развития индивида; вторая усматривает специфику мышления руководителя как мышления по преимуществу практического. Сам термин «интеллект» (от лат. intellectus – познание, понимание) больше соответствует первой точке зрения, отражает всю совокупность познавательных способностей, включая восприятие (перцептивное мышление) и интуицию как особую форму познания. В то же время, опыт практической деятельности в сфере управления людьми вносит огромный вклад в развитие специфических качеств управленческого мышления.
Американский психолог Е. Гизелли, однако, обнаружил, что между уровнем интеллекта и эффективностью управленческой деятельности существует не прямая, а криволинейная зависимость.
Подобная закономерность объясняется опосредованным характером связи между двумя переменными и, кроме того, может быть своего рода артефактом, связанным с трудностями измерения практической составляющей мышления руководителя. Ведь эффективность той или иной деятельности и означает высокий уровень развития способностей человека, в том числе – интеллектуальных. Таким образом, можно предположить, что в успешность управленческой деятельности (если говорить о структурных особенностях интеллекта) примерно равный вклад вносят хорошо развитые когнитивные способности и практический интеллект, основанный на жизненном и профессиональном опыте, здравом смысле и интуиции.
Мышление руководителя органа внутренних дел – это еще и юридическое мышление, предполагающее наличие развитого вербального интеллекта. Исходя из этого и понимая, что в рамках достаточно кратковременного тестирования невозможно получить исчерпывающих характеристик качеств мышления, стояла задача отобрать из имеющихся тестов интеллекта те, которые могли бы отразить наиболее существенные для руководителя стороны его познавательной сферы.
Для апробации была выбрана русскоязычная версия Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, известная психологам органов внутренних дел как методика изучения особенностей мышления (МИОМ). В программу тестирования были включены 2-й, 3-й и 6-й субтесты данной методики (каждый по 20 заданий).
Методика исследования особенностей мышления (МИОМ), Д. И. Шпаченко, 1984г., является адаптированной версией теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (Amthauer Intelligenz-Strukture-Test, I-S-T, 1953г.), который предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Всего обследуемым предлагается 176 заданий. Тест разрабатывался в первую очередь как методика диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, выработки рекомендаций по выбору профессии, анализом профессиональной пригодности.
При создании теста Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, проявляющуюся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» – речевого (вербального), счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др.
Тест позволяет выделить в целостной структуре интеллекта характеристики способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. Это речевые, счетно-математические (аналитико-прогностические) способности, пространственное мышление и другие.
В набор субтестов вошли, прежде всего, задания, направленные на оценку способности к логическому мышлению как наиболее информативной об интеллектуальном уровне развития личности будущего руководителя. Комбинация выбранных субтестов в компактном виде отражает две существенные для характеристики интеллекта в целом его особенности – вербально-логическое мышление и аналитико-прогностические способности («математический склад ума»).
МИОМ используется группами психологического обеспечения учебного процесса высших учебных заведений МВД и центров первоначальной подготовки сотрудников органов внутренних дел с 1991 года. Кроме того, субтесты МИОМ в различных сочетаниях применялись при отборе сотрудников в подразделения Московской муниципальной милиции, при тестировании кандидатов, поступающих на учебу в Академию управления МВД России. Итоговые результаты оценки психологического потенциала сотрудников могут быть представлены в нескольких вариантах в зависимости от требований, предъявляемых к психологическому тестированию. В табл. 7 приведены нормативные значения показателей интеллектуального потенциала, полученные на выборке слушателей Академии управления МВД России (421 чел.).
Итоговый показатель по субтестам изучения интеллекта (М3+М6) в большей степени связан с познавательными способностями, учет уровня которых необходим для прогноза успешности в обучении, в частности – академической успеваемости. Кроме того, он может оказаться и при оценке интеллектуального потенциала руководителей вне рамок учебной деятельности, так как успешная управленческая деятельность предполагает способность к непрерывному обучению (самообразованию). Учет фактора интеллекта представляется необходимым элементом прогнозирования успешности управленческой деятельности и обучения руководителей.
Таблица 7
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника