Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
Персональная ответственность руководителя органа внутренних дел за организацию и результативность воспитательной работы с личным составом, установленная руководящими документами МВД России1, предусматривает профессионально-педагогическую компетентность руководителя. Но руководитель органа внутренних дел не педагог по профессии. Главным содержанием его профессиональной деятельности является не обучение и воспитание сотрудников, а управленческое обеспечение решения задач укрепления правопорядка и борьбы с преступностью силами вверенного ему подразделения или организации в системе Министерства. Решение этих задач осуществляется силами его подчиненных, которые по своим профессиональным характеристикам и личным качествам должны соответствовать поставленным перед ними оперативно-служебным задачам и требованиям профессионального долга. Это определяет особую сферу деятельности руководителя, которую можно обозначить как его организационно-педагогическую функцию2.
Организационно-педагогическая функция руководителя конкретизируется в следующих аспектах его деятельности:
руководитель как аналитик, определяющий реальные цели и возможности профессионального обучения и воспитания сотрудников;
руководитель как эксперт, оценивающий ход и результаты профессионального обучения и воспитания сотрудников;
руководитель как менеджер, организатор процесса профессионального обучения и воспитания;
руководитель как непосредственный участник процесса профессионального обучения и воспитания сотрудников.
Соответственно, от руководителя требуется:
понимание всей системы факторов, воздействующих на личный состав подчиненного ему коллектива (организации);
умение выделить из этой системы управляемые факторы и воздействия;
определение в комплексе управляемых факторов и воздействий тех, которые имеют педагогический потенциал, то есть могут быть использованы для целенаправленного воздействия на сотрудников, объективно имеют педагогическое значение (например, состояние социальной защищенности сотрудников) или являются педагогическими по сути (к примеру, система поощрений и взысканий);
определение педагогической стратегии в управленческой деятельности (цели, силы, средства, программа, критерии оценки и т.д.);
эффективное управление реализацией педагогической стратегии;
осуществление конкретно-педагогических акций, которые педагогически целесообразно выполнять только руководителю (например, ведение торжественных собраний коллектива, организации), или которые могут быть выполнены только руководителем (к примеру, индивидуальная работа со своими заместителями).
Для выполнения этого необходимо, чтобы педагогическая стратегия руководителя соответствовала реальной картине профессиональной деятельности, его педагогические взгляды были адекватны решаемым им педагогическим задачам, а педагогические знания, умения и навыки позволяли ему решать поставленные задачи.
Особо стоит сказать, что педагогическая компетентность руководителя здесь выступает частью его управленческой компетентности, а общая управленческая компетентность выступает первостепенным условием решения педагогических задач. Педагогические задачи решаются в рамках всей управленческой деятельности. Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 подчеркивает, что сфера воспитательной работы является важнейшей составной частью повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней.
Важнейшим моментом выступает здесь наличие необходимых личных качеств руководителя. В частности, особо значимым в настоящее время является признаваемое подчиненными моральное и интеллектуальное право руководителя управлять, обучать и воспитывать. Это право имеет объективные предпосылки. Поступая на службу в органы внутренних дел, человек добровольно берет на себя определенные профессиональные и личные обязательства, в том числе – соответствовать требованиям, предъявляемым к сотруднику. Это дает руководителю моральное право требовать подобного соответствия. Кроме того, руководитель, по крайней мере, должен понимать обстановку и видеть профессиональные задачи лучше подчиненного, хотя бы в силу своей большей информированности и компетентности. Далее, «жесткость службы» при решении ряда профессиональных задач, особенно – в экстремальных ситуациях, вынуждает порой руководителя идти на крайние, но наиболее эффективные в данной ситуации меры (приказ, требование, принуждение). В конечном итоге все это не противоречит объективным потребностям личности подчиненного, в частности – самосохранению, обеспечению его личной безопасности, и нередко способствует его личностному и профессиональному росту. Но эти объективные предпосылки могут быть сведены на нет в глазах подчиненных, если они не подкрепляются личными качествами руководителя.
Конкретные педагогические задачи руководителя, раскрывающие его организационно-педагогическую функцию, можно подразделить на две группы, условно названные задачами «внешнего контура» и задачами «внутреннего контура». К «внешнему контуру» в первую очередь относятся социально-педагогические задачи органов внутренних дел. Это:
формирование объективного представления граждан о деятельности органов внутренних дел;
правовое просвещение и воспитание населения;
работа по налаживанию позитивных связей с общественностью, негосударственными организациями и объединениями, средствами массовой информации.
Естественно, от руководителя (особенно небольшого подразделения) зависит далеко не все в решении этих задач, но у него здесь объективно обозначается необходимый диапазон работы – от организации обучения и воспитания подчиненных до непосредственного участия во встречах с населением, общественностью, представителями СМИ.
Значительно больше зависит от руководителя, когда речь идет о профессионально-педагогических задачах «внешнего контура», решаемых в процессе профессионального взаимодействия его подчиненных с различными группами граждан или отдельными гражданами. Это:
обеспечение позитивного отношения граждан к сотрудникам при их обращении в органы внутренних дел или при их контактах с сотрудниками, исполняющими профессиональные обязанности;
работа сотрудников органов внутренних дел с потерпевшими и свидетелями в процессе оперативно-разыскных или иных профессиональных действий;
работа сотрудников органов внутренних дел с задержанными и подследственными;
работа сотрудников органов внутренних дел с агентурой и доверенными лицами;
воспитательно-профилактическая работа с «группами риска» (наркоманами, алкоголиками, «трудными» несовершеннолетними и др.);
работа с населением или отдельными группами граждан в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, техногенные катастрофы и другие чрезвычайные ситуации).
Сам руководитель в этой работе, чаще всего, выступает не в качестве непосредственного участника, но как аналитик, эксперт, организатор, в том числе соответствующего профессионального обучения и воспитания сотрудников. Здесь его педагогическая деятельность выступает необходимым условием эффективного решения задач управленческого обеспечения правоохранительной деятельности.
Задачи «внутреннего контура» (которым в данном случае будет уделено основное внимание) в первую очередь связаны с совершенствованием организации, коллектива, личности сотрудника органов внутренних дел как субъектов правоохранительной деятельности и профессиональным развитием самого руководителя как субъекта реализации своей организационно-педагогической функции.
Можно выделить три линии работы руководителя:
формирование педагогически целесообразного имиджа руководителя,
создание и совершенствование «педагогической команды»;
обеспечение эффективного педагогического менеджмента, то есть организация профессионально-педагогического процесса в рамках руководимого подразделения.
Значимость этих направлений работы в различных коллективах и различных ситуациях, естественно, также будет различной, но без обеспечения всего этого триединого комплекса вряд ли можно говорить об эффективном выполнении руководителем своей педагогической функции.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника