53. Заражение. Внушение
Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интересующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экста-зы, массовые психозы и т.д. В общем виде заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Проявляется она не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или, по выражению Б.Д. Парыгина, «психического настроя». Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Этот эффект прежде всего имеет место в неорганизованной общности, чаще всего в толпе. Б.Ф. Поршнев называл толпу «ускорителем», который разгоняет склонность.
Усиливаясь, воздействие идет через заражение, что уже есть ситуация паники, которая возникает в массе людей как определенно» эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации.
Явление паники чрезвычайно трудно поддается исследованию: во-первых, потому, что ее нельзя непосредственно наблюдать, так как заранее неизвестны «сроки» ее воз-никновения, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно оставаться наблюдателем: в том-то и заключается ее сила. Уже после пика можно произвести кое-какие исследования. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание их очень важно для прекращения паники.
Традиционно заражение рассматривается в условиях антисоциального и неорганизованного поведения (различных стихийных бедствий и пр.), однако зачастую под этот тип поведения подводятся и проявления массовых сознательных, социальных действий.
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При этом осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Чаще всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют именно с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщения, убеждения и внушения. Именно внушение связано с некритическим восприятием. Считается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Безусловно, бывают различные ситуации, и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится различной. В большей степени явление внушения изучено в связи с медицинской практикой или некоторыми конкретными формами обучения, чего Нельзя сказать о социально-психологическом уровне. Феномен внушения, «суггестия», обладает глубокой спецификой, поэтому правильнее было бы сказать о таком явлении, как «социальная суггестия».
При анализе внушения как специфического средства воздействия встает, естественно, вопрос о соотношении внушения и заражения. В теоретическом плане феномен суггестии изучается в тесной связи с проблемами социальной перцепции, а также в контексте формирования групповой сплоченности. Анализ общения как процесса познания людьми друг друга показал, что в структуре такого познания значительную роль играет предшествующая восприятию, заданная (или сложившаяся) социальная установка, которую можно рассматривать в данном контексте как своего рода фактор внушения.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса