logo search
лекции по социальной психологии (Шп

53. Заражение. Внушение

Заражение с давних пор исследовалось как осо­бый способ воздействия, определенным образом ин­тересующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экста-зы, массовые психозы и т.д. В общем виде заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Проявляется она не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведе­ния, а через передачу определенного эмоционального состояния, или, по выражению Б.Д. Парыгина, «психи­ческого настроя». Индивид здесь не испытывает орга­низованного преднамеренного давления, он просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведе­ния, лишь подчиняясь ему. Этот эффект прежде всего имеет место в неорганизованной общности, чаще все­го в толпе. Б.Ф. Поршнев называл толпу «ускорителем», который разгоняет склонность.

Усиливаясь, воздействие идет через заражение, что уже есть ситуация паники, которая возникает в массе людей как определенно» эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации.

Явление паники чрезвычайно трудно поддается иссле­дованию: во-первых, потому, что ее нельзя непосредствен­но наблюдать, так как заранее неизвестны «сроки» ее воз-никновения, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно оставаться наблюдателем: в том-то и за­ключается ее сила. Уже после пика можно произвести кое-какие исследования. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание их очень важно для прекращения паники.

Традиционно заражение рассматривается в условиях антисоциального и неорганизованного поведения (различных стихийных бедствий и пр.), однако зачастую под этот тип поведения подводятся и проявления массо­вых сознательных, социальных действий.

Внушение представляет собой особый вид воздей­ствия, а именно целенаправленное, неаргументиро­ванное воздействие одного человека на другого или на группу. При этом осуществляется процесс переда­чи информации, основанный на ее некритическом вос­приятии. Чаще всю информацию, передаваемую от че­ловека к человеку, классифицируют именно с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, раз­личая в ней сообщения, убеждения и внушения. Имен­но внушение связано с некритическим восприятием. Считается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оцен­ку. Безусловно, бывают различные ситуации, и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится различной. В большей степени явление внушения изучено в связи с медицинской практикой или некоторыми конкретными формами обучения, чего Нельзя сказать о социально-психологическом уровне. Феномен внушения, «суггестия», обладает глубокой спецификой, поэтому правильнее было бы сказать о та­ком явлении, как «социальная суггестия».

При анализе внушения как специфического средства воздействия встает, естественно, вопрос о соотноше­нии внушения и заражения. В теоретическом плане феномен суггестии изучается в тесной связи с пробле­мами социальной перцепции, а также в контексте фор­мирования групповой сплоченности. Анализ общения как процесса познания людьми друг друга показал, что в структуре такого познания значительную роль играет предшествующая восприятию, заданная (или сложив­шаяся) социальная установка, которую можно рассмат­ривать в данном контексте как своего рода фактор вну­шения.