52. Психологические способы воздействия в процессе общения
Общение не существует вне деятельности, а процесс деятельности организуется в группах. Главной же детермииантой воздействия друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. Все чисто психологические механизмы воздействия опосредованы этой деятельностью. Только в целях анализа возможно изолированное изучение способов воздействия вне контекста деятельности. На самом деле и воздействие посредством знаков, и механизмы идентификации, рефлексии реализуются в ходе деятельности, задаются в содержательном этапе ее характеристиками. Если целью воздействия является изменение поведения и деятельности партнера по общению, то направление этого изменения определяется целями совместной деятельности: общение само по себе многообразно по формам. Имеют место такие ситуации, когда появляется потребность в случайно возникших, стихийно сложившихся группах, которые не связаны общей деятельностью. Возникает необходимость специального анализа способов воздействия в процессе общения в тех случаях, когда речь идет не о диаде или малой группе. Здесь рассматривается совершенно другой уровень общения -в более многочисленных группах, часто даже и не в группах в строгом смысле этого слова, а в тех объединениях людей, которые возникали на короткий срок по случайному поводу.
Традиционными для социальной психологии являются и этом случае Выделение следующих способов воздействия: заражения, внушения, убеждения, подражания, а также специфическое явление - мода. Изучение многих из этих феноменов исторически было связано с первыми социально-психологическими теориями, в частности подражание специально исследовалось Г. Тардом и поэтому осуществлялось в контексте психологии таких больших общностей, как
масса, толпа и т.д. Скорее всего в связи с переходом социальной психологии к активному развертыванию экспериментальных исследований, перенесением акцента на малую группу интерес к названным способам воздействия оказался утраченным. Мало того, среди некоторых социальных психолотов в настоящее время существует мнение, что эта проблематика вообще «старомодна» и не заслуживает разработки.
Главным вопросом остается то, что новый этап развития науки предполагает новые методы для исследования этих старых проблем. Усложнение же форм общественной жизни, развитие массовых форм потребления произведений культуры и искусства, массовых форм проведения свободного времени, средств массовой информации заставляют с особым вниманием отнестись к изучению и данного класса явлений. Необходимо только помнить с самого начала, что общие рамки рассмотрения этой проблемы в марксистской социальной психологии принципиально отличаются от тех схем, в которых исследуются названные способы воздействия в социальной психологии на Западе, где вся обозначенная область квалифицируется щ nfijjgfift НОПЖШОГв поведения». С позиции теории коллектива, разрабатываемой еще в советской социальной психологии, такая постановка проблемы представляется парадоксальной: все рассматриваемое в данной области как раз не является коллективом прежде всего потому, что люди не связаны общностью совместной деятельности. Следовательно, и поведение людей в рассматриваемых ситуациях есть именно «массовое поведение», или «вне-коллективное поведение». Существует как бы главный отличительный признак: возникает стихийная передача информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией. Следовательно, и все способы воздействия здесь приобретают специфику по сравнению с теми, которые складываются в условиях общения не только в коллективе, но и в не менее развитой группе, связанной, однако, общей деятельностью.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса