logo search
лекции по социальной психологии (Шп

52. Психологические способы воздействия в процессе общения

Общение не существует вне деятельности, а про­цесс деятельности организуется в группах. Главной же детермииантой воздействия друг на друга являет­ся процесс совместной групповой деятельности. Все чисто психологические механизмы воздействия опо­средованы этой деятельностью. Только в целях ана­лиза возможно изолированное изучение способов воз­действия вне контекста деятельности. На самом деле и воздействие посредством знаков, и механизмы иден­тификации, рефлексии реализуются в ходе деятель­ности, задаются в содержательном этапе ее характе­ристиками. Если целью воздействия является изменение поведения и деятельности партнера по общению, то направление этого изменения опреде­ляется целями совместной деятельности: общение само по себе многообразно по формам. Имеют место такие ситуации, когда появляется потребность в слу­чайно возникших, стихийно сложившихся группах, ко­торые не связаны общей деятельностью. Возникает необходимость специального анализа способов воз­действия в процессе общения в тех случаях, когда речь идет не о диаде или малой группе. Здесь рас­сматривается совершенно другой уровень общения -в более многочисленных группах, часто даже и не в группах в строгом смысле этого слова, а в тех объ­единениях людей, которые возникали на короткий срок по случайному поводу.

Традиционными для социальной психологии явля­ются и этом случае Выделение следующих способов воздействия: заражения, внушения, убеждения, подражания, а также специфическое явление - мода. Изучение многих из этих феноменов исторически было связано с первыми социально-психологическими тео­риями, в частности подражание специально иссле­довалось Г. Тардом и поэтому осуществлялось в кон­тексте психологии таких больших общностей, как

масса, толпа и т.д. Скорее всего в связи с переходом социальной психологии к активному развертыванию экспериментальных исследований, перенесением ак­цента на малую группу интерес к названным спосо­бам воздействия оказался утраченным. Мало того, среди некоторых социальных психолотов в настоящее время существует мнение, что эта проблематика во­обще «старомодна» и не заслуживает разработки.

Главным вопросом остается то, что новый этап раз­вития науки предполагает новые методы для исследо­вания этих старых проблем. Усложнение же форм общест­венной жизни, развитие массовых форм потребления произведений культуры и искусства, массовых форм про­ведения свободного времени, средств массовой инфор­мации заставляют с особым вниманием отнестись к изуче­нию и данного класса явлений. Необходимо только помнить с самого начала, что общие рамки рассмотре­ния этой проблемы в марксистской социальной психо­логии принципиально отличаются от тех схем, в которых исследуются названные способы воздействия в со­циальной психологии на Западе, где вся обозначенная область квалифицируется щ nfijjgfift НОПЖШОГв поведения». С позиции теории коллектива, разрабаты­ваемой еще в советской социальной психологии, такая постановка проблемы представляется парадоксальной: все рассматриваемое в данной области как раз не яв­ляется коллективом прежде всего потому, что люди не связаны общностью совместной деятельности. Следо­вательно, и поведение людей в рассматриваемых си­туациях есть именно «массовое поведение», или «вне-коллективное поведение». Существует как бы главный отличительный признак: возникает стихийная передача информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения лич­ного контроля над ситуацией. Следовательно, и все способы воздействия здесь приобретают специфику по сравнению с теми, которые складываются в условиях общения не только в коллективе, но и в не менее разви­той группе, связанной, однако, общей деятельностью.