logo search
лекции по социальной психологии (Шп

54. Подражание

Подражание относится также к механизмам, способам воздействия людей друг на друга в усло­виях чаще всего внеколлективного поведения, хотя в группах его роль также достаточно велика. Спе­цифика подражания состоит в том, что здесь осу­ществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психи­ческих состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Это видно из работ Г. Тарда, которому принадлежит «теория подражания». Эта теория сводится к тому, что принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подража­ния возникают групповые нормы и ценности. Разли­чается несколько видов подражания: логическое, внелогическое, внутреннее и внешнее, подража­ние - мода и подражание - обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. При анализе этих видов под­ражания появились законы подражания, среди ко­торых, например, имеется следующий: подражание, осуществляющееся от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы, вызывает подражание рань­ше, чем внешние.

Особое значение подражание имеет место в дет­ской психологии, где приводится масса эксперимен­тальных исследований подражания. Роль, которую оно играет в детском возрасте, отличается от роли этого феномена в жизни взрослого человека: У ребенка на определенных этапах формирования освоения дей­ствительности подражание выступает как слепое ко­пирование образцов поведения взрослого и мотиви­рованное подражание. У взрослых подражание имеет место в тех случаях, когда отсутствует возможность применить какой-либо иной способ овладения незна­комым действием. В таком виде подражание присут­ствует как элемент овладения навыком, иногда про­фессиональным действием.

Во всех перечисленных случаях подражание не дано «в чистом виде»: решающую роль в любом процессе обучения играют способы передачи зна­ний.

У взрослых механизмы подражания значительно сложнее, как, впрочем, и механизмы внушения и за­ражения.

Допускается любой из рассмотренных способов воздействия. Поэтому его исследование необходимо не только в условиях внеколлективного, стихийного поведения, но и в ситуациях совместной групповой деятельности. Сами способы воздействия а дальней­шем должны быть исследованы при учете специфики социальных групп.

Все методические приемы, технические средства

анализа в социальной психологии аоцчшШ зада­че вскрытия «механизма», т.е. формы, в которой орга­низуется процесс общения. Механизм этот работает различно в зависимости от того, с каким «материа­лом» имеет дело. Формальные характеристики этих процессов многообразны настолько, что могут при­обретать различное значение. Чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо проследить, как конкретно рас­крываются процессы общения в различных группах, т.е. в условиях различной по содержанию деятель­ности. Принцип единства общего и деятельности требует логического перехода от общих характерис­тик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.