logo search
лекции по социальной психологии (Шп

50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения

Вступая в общение, личность, человек восприни­мается другим человеком, партнером по общению тоже как личность. Порой даже кажется, что мы как бы читаем другого человека, расшифровываем зна­чения его внешних данных. Несомненно, что впечат­ления, возникающие при этом, играют важную роль в процессе общения.

При познании другого формируется и познающий индивид. Успех «прочтения» другого человека гаран­тирует успех-организации согласованных с ним дей­ствий. Вместе с представлением о другом человеке повышается уровень собственного самосознания. Но связь эта двояка: с одной стороны, богатство пред­ставлений о самом себе определяет и богатство пред­ставлений о другом человеке, с другой - чем более полно раскрывается другой человек, тем более пол­ным становится и представление о самом себе. При познании другого человека одновременно осуществ­ляется несколько процессов: и эмоциональная оцен­ка этого другого, и попытка понять строй его поступ­ков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собствен­ного поведения.

Это приводит к тому, что на уровне каждого отдель­ного психологического исследования анализ осозна­ния себя через другого включает две стороны: иден­тификацию и рефлексию.

Термин «идентификация» несет на себе опреде­ленную методологическую нагрузку, поскольку про­цесс идентификации наиболее полно разработан в психоанализе, так как термин обычно интерпре­тируется в духе теоретических построений психо­анализа. В действительности психоаналитический подход к идентификации не может быть не принят, так как явления идентификации существуют и их следует изу­чать. Существует некий реальный способ понима­ния другого человека как уподобление себя ему. Он не единственный, хотя и вполне реальный. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого чело­века. Существует тесная связь между идентифика­цией и другим, близким по содержанию явлением -эмпатией. Эмпатия - особый способ понимания другого человека, исключающий рациональное ос­мысление проблем другого человека, заключающий­ся в "стремлении к.эмоциональному взгляду на его проблемы, эффективному их пониманию. Ситуация другого человека должна не столько «продумывать-ся», сколько «прочувствоваться». Механизмы эмпа-тии и идентификации в определенных чертах схожи. И там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения.

В ряде исследований у нас и за рубежом в настоя­щее время делаются попытки для определения воз­можных направлений стратегии и тактики взаи­модействия посредством применения аппарата математической теории игр. Сначала таким обра­зом анализировались конфликтные ситуации, сей­час - ситуации кооперации.

Все большее значение в исследованиях приобре­тает не модель диадического взаимодействия, а ана­лиз рефлексивных структур группы, объединенной единой совместной деятельностью. Тогда сам факт возникновения рефлексии имеет объяснения не из самого себя, но из общего контекста как деятельно­сти, так и опосредованных его межличностных отно­шений.