logo search
Кикоть ОВД 400с

Особенности применения методов совершенствования культуры речи

Признаки речевой культуры

Учебные задачи

Методы влияния

Звуковое оформление речи

Овладение звуками и артикуляцией, обучение работе с эмоционально окрашенными предложениями

Метод воспроизведения звуков и интонаций

Достаточный словарный запас

Овладение новыми словами и словосочетаниями, формами речи, внедрение необходимых лексико-грамматических правил в речь обучающихся

Метод активизации лексических единиц,

Метод поиска слов в словаре и лингвистическая работа со словами

Выразительность речи

Ознакомление со стилистическими приемами; введение в речь пословиц, поговорок, тропов

Метод самостоятельной работы, метод игровых ситуаций, метод создания и воспроизведения речи для выступления

Понятность и ясность речи

Ознакомление с неологизмами, терминами, диалектами; развитие мотивации в употреблении слов

Метод сравнивания

Точность и правильность речи

Обучение работе с многозначными словами; выработка правильного понимания значения слов

Метод контроля, метод сравнительного анализа

Чистота речи

Обучение систематизации слов по темам

Метод толкования слов, метод наблюдения за речью носителя языка

В области совершенствования речевой культуры особенно эффективны методы активного обучения, предполагающие использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности, это обучение деятельностью. В основе активных методов лежит диалогическое общение. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, укрепляется правильная (нормативная) и этически верная речь сотрудника. Цель активных методов – задействовать все психические процессы (память, речь, воображение) в усвоении знаний, умений, навыков. Имеются самые различные формы организации и проведения активных форм речевых занятий: пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото» и пр.

Основной формой передачи теоретических знаний является лекция. При всех своих достоинствах (возможность системно отразить большой объем материала, охватить количество обучающихся, ограниченное только размерами аудитории и т. д.) традиционная форма лекции имеет недостатки (монологичность, слабые возможности оперативного контроля за усвоением учебного материала, ограниченные возможности реализации индивидуального подхода). Лекции по совершенствованию речевой культуры включают в себя элементы обсуждения; небольшая, логически завершенная часть материала может быть подготовлена одним из сотрудников, владеющим риторическими навыками; лекция может начинаться или заканчиваться ответами на вопросы, неясные или наиболее интересные. В процессе риторического образования успешна лекция-диалог, которая позволяет включать сотрудников в общение и тем самым активизировать их учебно-познавательную деятельность. В лекциях данного типа теоретический материал, организованный в форме модулей (т. е. относительно независимых друг от друга «блоков», «порций» учебного материала), перемежается с его обсуждением, вычленением главного, составлением плана, высказываем своей точки зрения каждым сотрудником и т. д.

Переходной от лекции к практическим занятиям формой является активно применяющееся лекционно-практическое занятие, в процессе которого теоретический материал чередуется с практическими заданиями. Удачно использовать лекционно-практическое занятие при изложении тем: «Стили речи», «Норма как важнейшее коммуникативное качество речи», «Богатство речи» и т. д.

При обучении речи эффективны игры. В каждой игре мы имеем дело с несколькими речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации речевого материала игра не что иное, как речевое упражнение. Вместе с тем, ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия, в ней обязательно есть элемент неожиданности, поэтому здесь характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только речь, но и жест, мимику и т. д., имеет ярко выраженную целенаправленность. И здесь игра выступает как ситуативно-вариативное упражнение. Игры могут быть «подготовительные» (фонетические, лексические, грамматические), способствующие формированию речевых навыков и «творческие», цель последних – способствовать развитию речевых навыков и умений.

Среди путей формирования речевой культуры сотрудника органов внутренних дел назовем особенно значимый – самостоятельную работу по совершенствованию своей речи. Основным путем формирования речевых умений и навыков (помимо теоретических и практических занятий) следует признать наблюдение за образцовой речью. Это – основа совершенствования самостоятельных собственных высказываний на профессиональную тему. Очевидно, что эта сторона профессиональной культуры обеспечивается, поддерживается, обслуживается фундаментальными знаниями конкретной профессиональной области, которые появляются у специалиста в ходе обучения. С целью повышения речевой культуры, каждый сотрудник милиции должен наблюдать ораторов не только хороших, но и дурных: подмечать достоинства и недостатки: в мыслях, словах, произношении, телодвижении. Обучение всегда строится на подражании, следовании образцу. Наконец, реальный речевой опыт, сама практика помогают формированию полезных речевых навыков. Самоконтроль, создание у себя установки на владение правильной речью в большинстве ситуаций речевого общения, воспитанная привычка и потребность в постоянном изучении и повышении своего уровня культуры речи – вот пути самостоятельного речевого совершенствования.

Сегодня стало очевидным, что преимущественная ориентация на методы обучения и недостаточное внимание к личности сотрудника в процессе совершенствования культуры речи, приводит к педагогическим просчетам. Это заставляет поставить вопрос об обучении речи на основе общения. От того, как организовано общение, зависит результат обучения. Нельзя работать над речью, не учитывая воспитательные возможности общения. Воспитательное значение общения заключается в том, что оно расширяет кругозор сотрудника, способствует развитию мышления, внимания, памяти, воображения, развивает эмоциональную сферу. Общение оказывает влияние и на волевое развитие сотрудника. Привыкает ли он быть собранным, настойчивым, решительным, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества – многое зависит от конкретных ситуаций общения, в которых он оказывается в ходе совершенствования собственной речи. Безусловно, к такому результату приводит не всякое общение, а организованное при становлении сотрудника как личности в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться воспитанием внимания к людям и сообщением необходимых знаний по культуре речи, культуре человеческого общения.

Речевое развитие сотрудников – одна из важнейших задач каждого преподавателя, каждого руководителя органов внутренних дел. Последние должны совершенствовать и развивать речевую культуру, бороться с речевой неряшливостью. Корректирование и оценка устных высказываний в процессе обучения и практической деятельности – одна из форм совершенствования речи. И потому очень важно, чтобы те, кто занимается образованием сотрудников, сами были примером правильного и грамотного построения речи. «Чистая» речь наставника, тиражируемая подчиненными, способствует повышению речевой культуры вообще.

Сотрудник органов внутренних дел постоянно оценивается наблюдающими его людьми, и суждения о нем, имеющие оценочный характер, доступны отнюдь не только лингвистам. Убогость речевой культуры – не столько вопрос языковой этики. Нищета лексики конкретного специалиста автоматически влечет за собой очень опасный по своим последствиям вид нищеты – нищеты принятия решений. С осознания того, что любая речевая ошибка – это оскорбление слушающего, начинается культура речи.

Раздел III.

Психологические подходы и методы в организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Глава 21. Основы психологического обеспечения воспитательного процесса в органах внутренних дел

Приказом МВД России от 14 сентября 1993 г. № 420 в штаты территориальных органов и линейных отделов внутренних дел на транспорте были впервые введены должности психолога (старшего психолога), с 1993 года в Академии управления МВД России на ВАКе была начата переподготовка специалистов по практической психологии на базе высшего образования. Вводится «Типовая должностная инструкция психолога (старшего психолога) органа внутренних дел», «Кодекс профессиональной этики психолога». В совокупности с приказом МВД России от 8 апреля 1993 г. № 180, вводившим должности психологов в штаты министерств, главных управлений, управлений, в строевые и специальные подразделения органов внутренних дел, это положило начало становлению в системе МВД России психологической службы.

Под психологическим обеспечением принято понимать «систему организационных и психологических мероприятий, направленных на совершенствование работы с личным составом и повышение эффективности его профессиональной деятельности на основе мобилизации и повышения психологического потенциала личности, коллектива, организационной структуры и системы управления органами внутренних дел»1.

Психологическое обеспечение охватывает как систему ранней профессиональной ориентации молодежи на службу в милиции, отбора кандидатов на службу или учебу в образовательные учреждения МВД России, так и основные этапы прохождения службы сотрудником (профессиональной карьеры) вплоть до его увольнения на пенсию. Оно включает проведение профессионально-психологического обследования личности, психологическое сопровождение и психологическую поддержку, психологическое консультирование, а также социально-психологическую работу со служебными (учебными) коллективами.

В настоящее время в соответствии с приказом МВД России от 20 ноября 2002 г. № 1120, определяющим структурное построение аппаратов, подразделений и организаций системы органов внутренних дел Российской Федерации, должности психологов введены:

Кроме того, подразделения психологического обеспечения функционируют в образовательных учреждениях МВД России, учебных центрах, в ряде оперативных служб и их территориальных подразделениях.

Организационное построение системы психологического обеспечения представлено на рис. 9.

Рис. 9. Современная организационная структура психологического обеспечения в системе МВД России.

Подразделениями, отвечающими за организацию психологического обеспечения, пройден сложный и ответственный этап становления, и они, в целом, сумели подтвердить свою значимость и необходимость, внеся заметный вклад в совершенствование работы с кадрами.

На сегодняшний день задачи психологического обеспечения в системе органов внутренних дел Российской Федерации реализуют свыше 3178 специалистов-психологов. В среднем по органам внутренних дел 1 психолог обеспечивает своими мероприятиями 343 сотрудника. Эта деятельность нацелена:

  1. на психологическое обеспечение выполнения органами внутренних дел задач и формирование готовности к деятельности, в т. ч. – в экстремальных условиях;

  2. определение профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу, перемещаемых на другие должности;

  3. психологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности;

  4. формирование благоприятного морально-психологического климата;

  5. осуществление профессиональной психологической подготовки1.

Как следует из требований приказа МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», решений расширенного заседания февральской 2007 г. коллегии МВД России, указаний Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева, а также из итогов анализа состояния воспитательной работы, дисциплины и законности в органах внутренних дел и образовательных учреждениях системы МВД России за 2006 год, первоочередной задачей остается налаживание результативного взаимодействия воспитательных аппаратов с подразделениями кадрового и психологического обеспечения.

В соответствии с приказом МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770, рекомендации психологов учитываются при решении вопросов:

Методы исследования в практической психологии. Будучи многодисциплинарным направлением, практическая психология пользуется как общенаучными теоретическими методами (логический, построения концепций, классификация, мысленный эксперимент, проектирование, гипотетико-дедуктивный и проч.), так и методами и методиками, заимствованными из различных отраслей психологической науки. Их можно подразделить на: 1) методы наблюдения; 2) методы опроса; 3) экспериментальный метод; 4) анализ документов и продуктов деятельности; 5) биографический метод; 6) метод игрового моделирования.

Следует различать собственно научный метод от методов и методик, используемых для решения прикладных, практических задач совершенствования работы с личным составом. В науке метод – это совокупность способов и приемов развития научного знания. Учитывая, что исследования в психологии управления носят преимущественно прикладной характер, и что в практике требования к научной обоснованности методик постоянно возрастают, нередко различие в методиках связано скорее не с процедурами, а со способами использования полученной информации. Так, в научном исследовании эта информация, или эмпирические данные служат средством проверки выдвинутых гипотез, в практическом же плане, она используется для обеспечения полноты описания конкретного эмпирического объекта (например, социально-психологического климата или особенностей индивидуального стиля управления конкретного руководителя).

Под наблюдением в психологии понимается непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация психолого-управленческих процессов и явлений. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится сам участником управленческой ситуации, и невключенное, когда явление или ситуация наблюдаются со стороны. Последнее может носить открытый характер или осуществляться инкогнито (например, с помощью дистанционной телетрансляции или односторонне проницаемого стекла – «зеркала Гизелла»). Бесспорным преимуществом наблюдения является возможность фиксировать невербальные стороны поведения (управленческого общения, поведения в конфликте, принятия совместных решений). Наблюдение от простого созерцания отличается плановостью, систематичностью и требованием точности (несколько наблюдателей). Обязательным требованием является фиксация результатов наблюдения.

Очень важную информацию для решения задач психологического обеспечения дает такая разновидность наблюдения, как описание критических ситуаций, т.е. наблюдение за наиболее важными для организации событиями (например, назначение нового руководителя). Метод анализа критических инцидентов позволяет получить часто уникальную информацию в период действия чрезвычайных ситуаций (социально-психологические механизмы выработки и принятия решений, переговоры и проч.).

Среди методов опроса различают анкетирование (письменный заочный опрос), интервью (устная беседа, очный опрос), социометрический опрос, применение шкал самооценки, опрос экспертов. По форме проведения опросы могут проводиться индивидуально или в группе (разновидностью групповых опросов могут являться групповая дискуссия, «мозговой штурм», «фокус-группа», индивидуальных – автобиографическая беседа, фокусированное интервью).

Особенность опроса состоит в том, что источником информации выступает словесное суждение опрашиваемого, его субъективное мнение по существу задаваемых исследователем вопросов, которое не может правильно интерпретироваться без учета мотивации, ценностных ориентаций, ролевой позиции опрашиваемого в организации и других факторов, обуславливающих пристрастность личности. Также важен, особенно при анкетировании, учет социо-демографических данных респондента (пол, возраст, образовательный уровень, интеллектуальные способности и проч.), что достигается включением в анкету соответствующего раздела.

По функциям, выполняемым вопросами интервью или анкеты, используемых при проведении опросов, их разделяют на: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Так, фильтрующие вопросы призваны отсеять некомпетентных (неосведомленных) респондентов, контрольные – уточнить правдивость ответов на основные вопросы (изложенные в иной формулировке). Контактные вопросы позволяют установить доброжелательное отношение опрашиваемого к процедуре опроса, интервьюеру и оценить в какой-то мере уровень его доверительности, желания сотрудничать. Могут применяться также проективные вопросы, например – суждения без окончания, которые опрашиваемый должен завершить собственными словами. В зависимости от структуры вопросы бывают открытыми (например, проективные) или закрытыми (дихотомическими – «да» или «нет», альтернативными – выбор одного из нескольких вариантов, вопросы-меню, дающие возможность выбора нескольких вариантов ответов). Специальной разновидностью опроса, получившей широкое распространение, является социометрический опрос, истоки которого восходят к основателю социометрии, психодрамы и групповой психотерапии Джекобу Морено.

Эксперимент в практической психологии органов внутренних дел пока еще не получил достаточно широкого применения. Между тем, еще Ф. Бэкон выделял три основных вида эксперимента:

Экспериментальные процедуры могут проводиться как в естественных условиях жизнедеятельности организации (полевой или естественный эксперимент), так и в лабораторных (моделируемых) условиях – лабораторный эксперимент. Для практической психологии и ее разделов, связанных с профессиональной подготовкой руководителей органов внутренних дел, особое значение имеет формирующий эксперимент. Экспериментальное обоснование в научном исследовании имеет статус наивысшей доказательной силы.

Метод анализа документов и продуктов деятельности, как и биографический метод имеет корни как в социальной психологи, психологии личности, так и в психологии труда, поэтому на них не будем останавливаться подробно. Скажем лишь, что анализ документов часто отождествляют с контент-анализом, который является строго количественным методом анализа текстов (устных или письменных) на основы выделения смысловых единиц. Анализ же документов носит преимущественно качественный характер.

Метод игрового моделирования используется преимущественно в сфере подготовки управленцев, хотя его исследовательские возможности весьма продуктивны. Игровая деятельность отличается спонтанностью, высокой мотивированностью, эмоциональной окрашенностью, игровые ситуации часто носят проективный характер, что сближает любую игру с ситуативными тестами, указывая, что она обладает хорошими диагностическими возможностями. В игровой ситуации возможно моделирование параметров реальной управленческой деятельности, выявление ее психологических и социально-психологических закономерностей, что сближает игру с лабораторным экспериментом. По результатам деловых игр возможно проводить и оценку личного состава в рамках конкурсных и аттестационных процедур.

В выступлении Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева перед участниками учебно-методического сбора руководителей образовательных учреждений МВД России в г. Казани 1 марта 2007 г. подчеркивается, что важнейшей составной частью работы с личным составом остается психологическое обеспечение профессионально-нравственного воспитания сотрудников. Особое значение придается формированию будущего кадрового корпуса органов внутренних дел в образовательных учреждениях МВД России, развитию личности курсанта, слушателя, его гражданских качеств, патриотизма, укреплению профессиональной мотивации к службе в органах внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел действуют в негативной среде, испытывают значительные физические и психоэмоциональные нагрузки, стрессы, что усиливается в целом недостаточной профессиональной подготовленностью части сотрудников. Поэтому целью психологического обеспечения является повышение эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел, достижение ими общественно приемлемого результата с оптимальными затратами – недопущение психологических срывов, профессионального износа, а также суицидальных случаев, которые продолжают иметь место. Так, в 2006 г. добровольно ушли из жизни 194 сотрудника, большинство из которых (53%) прослужили в органах внутренних дел от 3 до 10 лет.

За последние 5 лет наибольшее число суицидов отмечается в подразделениях охраны и конвоирования (5,1 случаев на 10 тыс. л/с)) службы участковых уполномоченных (3,8 случая), медицинских вытрезвителей (3,8 случая), уголовного розыска (3,6 случая), ППС (3,3 случая), дежурных частей (2,6 случая), ОМОН (2,3 случая), ОВО (2,2 случая в расчете на 10 тыс. личного состава).

В 52% случаев причинами принятия рокового решения послужили семейно-бытовые конфликты, вызванные материальными затруднениями (в т. ч. непогашение ранее полученных кредитов), семейные конфликты на почве злоупотреблений алкоголем, а также сочетание семейных конфликтов с конфликтными ситуациями на службе. Около 60% самоубийств совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Профилактика этих негативных явлений – одна из основных задач руководителей органов внутренних дел всех уровней, прежде всего – кадровых и воспитательных аппаратов, которую они обязаны решать целенаправленно и с привлечением специалистов.

Большой практический опыт приобретен психологами органов внутренних дел в ходе работы по психологическому обеспечению контртеррористических операций на Северном Кавказе, при освобождении заложников и ликвидации последствий террористических акций, совершенных в г.г. Москве, Беслане, Нальчике, Назрани, Нефтекумске.

Задачами психологического обеспечения при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с преступлениями террористического характера, являются:

  1. оказание психологической помощи личному составу, принимающему участие в ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;

  2. оказание психологической помощи гражданам, пострадавшим в результате террористического акта;

  3. психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел.

Группы специалистов непрерывно, начиная с 1995 г., осуществляют психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности личного состава, участвующего в проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе – в сводных отрядах, оперативных группах и временных отделах внутренних дел. Психологами временной оперативной группировки органов и подразделений (ВОГОиП) МВД России только в 2006 г. проведено 2635 индивидуальных психокоррекционных мероприятий, осуществлена индивидуально-консультативная работа с руководителями подразделений и личным составом, организованы и проведены 130 занятий по профессиональной психологической подготовке и тренингов по укреплению морально-психологического климата в служебных коллективах.

Вместе с тем, потенциал подразделений психологического обеспечения реализован не в полной мере, организация их деятельности нуждается в совершенствовании. Руководство МВД России стремится со своей стороны укрепить позиции психологических подразделений. Так, в соответствии с решением расширенного заседания февральской 2007 г. коллегии МВД России, приняты дополнительные меры по материально-техническому укреплению психологической службы.

Но и психологи должны научиться в полной мере использовать возможности своей науки, объективно оценивать психологическую работу. Эта оценка должна быть связана с показателями оперативно-служебной деятельности, стабильностью кадрового состава, состоянием морально-психологического климата, дисциплины и законности. Для этого необходимо разработать и утвердить минимальные стандарты психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, и, прежде всего, – городских и районных отделов, подразделений органов внутренних дел на транспорте, строевых и специальных подразделений милиции.

В настоящее время работа психологов оценивается по следующим основных показателям (см. рис. 10).

Рис. 10. Критерии оценки психологического обеспечения.

Назрела необходимость принять меры по созданию специализированной психологической службы в подразделениях криминальной милиции, в следствии, что могло бы способствовать повышению эффективности раскрытия и расследования наиболее тяжких и неочевидных преступлений на основе психологического портретирования, применения специальных психофизиологических исследований (полиграфов), в работе с несовершеннолетними (в т.ч., выступающими как жертвы преступлений, свидетели).

В настоящее время нужно говорить о принципиально новом подходе к развитию подразделений психологического обеспечения в органах внутренних дел, который должен характеризоваться прежде всего приоритетом высокого уровня компетентности, значительным повышением качества и эффективности деятельности самих психологов параллельно с продолжающимся наращиванием их численности.

Формированию профессионального кадрового ядра психологической службы служит сложившаяся в системе МВД России система их подготовки в ведомственных образовательных учреждениях.

Подготовку дипломированных специалистов-психологов осуществляют: Санкт-Петербургский университет, Московский университет, Краснодарский университет, Омская академия МВД России.

Переподготовка и повышение квалификации возложена на: Академию управления, Краснодарский университет, Омскую академию, Уральский юридический институт, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России.

Очевидно, что сегодня, а тем более, завтра, уже не обойтись без многоуровневой ведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации практических психологов и научно-педагогических кадров для преподавания психологических дисциплин в образовательных учреждениях МВД России.

Назрела необходимость расширения преподавания психологических дисциплин в наших учебных заведениях, а также в системе первоначальной подготовки и дополнительного профессионального образования. Речь идет об оперативно-розыскной психологии, психологии предварительного следствия и дознания, курсах практической психологии для участковых уполномоченных, инспекторов профилактики преступлений несовершеннолетних, инспекторов ДПС и т.д. Это позволит укрепить авторитет психологической науки, повысить вклад практического психолога органа внутренних дел в совершенствование деятельности наших ведущих служб, перестройку системы воспитательной работы с личным составом.

Требуется дальнейшее развитие специализации деятельности психологов по направлениям – профессионально-психологический отбор; профессионально-психологическая подготовка в процессе оперативно-служебной деятельности; профилактика профессиональной деформации, суицидального поведения; предупреждение нарушений служебной дисциплины и законности; психологическая работа с резервом кадров на выдвижение; мониторинг социально-психологических процессов в коллективах; консультирование руководителей по вопросам психологии управления; психологическая коррекция и реабилитация; психологический тренинг и т.д.

Психологи способны оказать действенную помощь в профессиональном становлении молодых сотрудников, их адаптации к службе, в развитии профессиональных (управленческих) качеств вновь назначаемых руководителей первичного звена. Их вклад в подготовку кадрового резерва, в работу аттестационных комиссий должен быть повышен.

На новом этапе своего развития психологам предстоит выполнять целый комплекс задач, связанных с обеспечением отбора, подготовки, расстановки и развития кадров органов внутренних дел, отвечающих современным требованиям правоохранительной службы; с обеспечением устойчивого и надежного функционирования каждого сотрудника и подразделения; с восстановлением и укреплением доверия населения к милиции.

В целях повышения эффективности отбора кандидатов на службу в органах внутренних дел, сопровождения сотрудников в процессе служебной деятельности, необходимо пересмотреть критерии оценок их морально-психологических качеств, степени психологической устойчивости, организовать проведение специальных психофизиологических исследований личного состава, позволяющих определить мотивы поступления на службу, выявить лиц с корыстными мотивами, склонных к нарушению законности и дисциплины.

Сохраняет свою актуальность психологическое сопровождение всех этапов кадрового отбора кандидатов на службу, внедрение в практику кадровой работы современных инновационных методик, обеспечивающих выявление мотивов поступления на службу в органы внутренних дел, которые исключили бы поступление на службу лиц с корыстной мотивацией, с неустойчивой психикой.

В деятельности психологов краеугольной должна стать работа по социально-психологической и профессиональной адаптации вновь принятых на службу сотрудников, относящихся к группе повышенного психолого-педагогического внимания, а также выпускников образовательных учреждений МВД России, к требованиям службы и профессиональному коллективу, предупреждению личностно-профессиональной деформации, профессиональному саморазвитию и укреплению профессиональной мотивации к службе в органах внутренних дел.

Выпускники наших образовательных учреждений – это будущее милиции. Психологи должны оказать им всемерную помощь и поддержку в профессиональном становлении, в овладении практическими навыками работы, во вхождении выпускников вузов МВД России в служебный коллектив.

Необходимо усовершенствовать данное направление работы, создать соответствующую систему эффективного взаимодействия сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов, наставников, практических психологов, руководителей подразделений, в которых проходят службу эти сотрудники.

Частая сменяемость руководящего состава (особенно, в городском, районном звене органов внутренних дел) привела к тому, что в ряде случаев вновь назначенным руководителям не достает теоретических знаний и практического опыта для проведения воспитательной индивидуально-профилактической работы с личным составом. Отмечается недостаток научной и методической литературы, практических рекомендаций по овладению навыками этой работы.

Задачи подразделений психологического обеспечения связаны и с организацией целостной системы работы с резервом кадров на выдвижение. Она должна включать углубленное социально-психологическое обследование сотрудников и руководителей, рекомендованных на выдвижение по комплексу морально-психологических качеств. В связи с этим важным является участие психолога в аттестации руководящего состава. Резерв кадров должен формироваться на конкурсной основе с учетом способности выдвиженца на вышестоящую должность психологически грамотно управлять служебным коллективом, мобилизовать личный состав на выполнение оперативно-служебных задач, использовать психологический потенциал каждого сотрудника и служебного коллектива в целом.

В этом отношении трудно переоценить роль психологического сопровождения управленческой деятельности руководящего состава всех звеньев в создании условий для профессионального и личностного роста руководителя, способного решать задачи за счет умелого использования рекомендаций психолога, повышения психолого-педагогической культуры, развития социально-психологической компетентности на основе использования современных достижений психологической науки в области современных психологических технологий.

На первый план выдвигается ранняя диагностика и профилактика девиантных, прежде всего деструктивных, в том числе суицидальных форм поведения среди личного состава. Кроме того, необходимо активное использование психологических средств и методов в процессе воспитательной работы с личным составом, признание приоритетности задачи психологического обеспечения предупреждения нарушений сотрудниками служебной дисциплины и законности. Среди задач, которые предстоит решать психологической службе в сфере профилактики девиантных и делинквентных форм поведения, явлений профессиональной деформации, можно назвать следующие:

Назрела потребность в разработке такого направления работы как психологическое обеспечение деятельности руководителей, прежде всего – городских и районных отделов внутренних дел, по укреплению служебной дисциплины среди личного состава.

Надо отметить, что сейчас прослеживается тенденция системного увеличения количества проводимых психологами реабилитационных мероприятий. При этом количество самоубийств среди сотрудников в последние годы стабильно снижается. Именно системность необходима и в организации профилактической работы по укреплению служебной дисциплины.

Следует помнить, что любой проступок, любое правонарушение среди личного состава не может остаться сегодня без внимания психолога, т.к. глубинные причины их кроются в психологии. Там же, в психологии личности – резерв достоинства, самоуважения и нравственной оценки собственных поступков. В прошлом негативном опыте сотрудника нередко скрыта «пружина» деструктивности, и обязанность психолога помочь ему разобраться в себе и преодолеть тяжелый груз травмирующих душу переживаний.

Психолог должен помочь отыскать для каждого сотрудника, оказавшегося в ситуации психологического кризиса, нравственного или правового конфликта, альтернативный способ преодоления, конструктивного выхода из состояния внутреннего конфликта. Это позволит реализовать стратегию сбережения кадрового потенциала, профилактическую направленность всей системы воспитательной работы.

Требуется активизировать работу психологов и в области социально-психологических исследований служебных коллективов. Цель этих исследований – оценка и коррекция стиля деятельности руководителя, морально-психологического климата, уровня служебной мотивации сотрудников. Данные социально-психологических исследований позволяют повысить системность управленческой деятельности руководителя, получать обратную информацию об эффективности принимаемых управленческих решений, отслеживать настроения личного состава и своевременно их корректировать.

Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев прямо говорит, что необходимо осуществлять комплексный мониторинг социально-психологического климата в служебных и учебных коллективах, организовать информирование руководителей всех уровней о морально-психологическом состоянии личного состава с принятием действенных мер по его стабилизации.

Такая работа должна быть нацелена на оказание психологической помощи в преодолении различного рода кризисных ситуаций, трудностей общения, в разрешении конфликтов и налаживании взаимоотношений, в использовании социально-психологических приемов и способов управления людьми, в обеспечении психологически устойчивой деятельности коллектива в различных напряженных и экстремальных ситуациях.

Психологам следует принимать более активное участие в организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, в обеспечении индивидуальной воспитательной работы.

В частности:

К сожалению, еще не все руководители понимают сегодня, что сотрудник органа внутренних дел большую часть времени при выполнении служебных обязанностей проводит в негативной среде, в остроконфликтных ситуациях. И этот отпечаток постоянно присутствует в его жизни: и в семье, и на работе, и на отдыхе. Сотрудник постоянно находится в состоянии напряженности, риска. Кто его поддержит? Кто может вывести сотрудника из непростой ситуации и вселить уверенность? Конечно же, это должна быть работой психолога, который должен найти подход к каждому сотруднику, скорректировать его, вселить уверенность. И самое главное то, чтобы сотрудник сам во многих вопросах захотел открыться психологу. Этого можно добиться только через улучшение работы по оказанию психологической помощи личному составу, повышение уровня доверия в органах внутренних дел к психологу и его работе.

Руководителям следует проявлять свою компетентность в работе с личным составом, умение опираться на возможности психологической науки и практической психологии.

Психологическая компетентность представляет собой структурную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия1. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов управления «человеческой составляющей». В настоящее время активно проводятся исследования структуры и содержания различных видов профессиональной компетентности. А. А. Деркач и соавторы обосновали структуру психологической компетентности, включающую несколько взаимосвязанных подструктур:

От психологической компетентности первых руководителей, от их заместителей по работе с личным составом во многом зависит правильная постановка задач, создание необходимых условий для их работы, возможности для наращивания вклада психологов не только в работу с личным составом, но и в решение основных задач оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел. Психологи с гордостью носят милицейские погоны и нацелены на большую отдачу от своей работы.

В интересах более эффективного решения задач, определенных руководством МВД России в сфере работы с кадрами и ведомственного профессионального образования, психологическая службы должна вступить в новый этап своего развития, а психологи – увидеть горизонты своего профессионально-должностного роста (см. рис. 11).

Рис. 11. Перспективы развития психологического обеспечения в органах внутренних дел.

Реализация перечисленных направлений совершенствования психологического обеспечения работы с личным составом должна способствовать консолидации подчас еще разрозненных сил и средств, росту взаимопонимания, согласованности представлений, интересов и действий различных субъектов работы с личным составом – от первого руководителя до сотрудников-наставников. Психолог уже стал необходимым и равноправным субъектом работы с личным составом, генератором новых идей и подходов в этой деятельности. Импульс развития психологического обеспечения решения новых задач воспитания современного высокообразованного и нравственно стойкого кадрового корпуса органов внутренних дел не должен угаснуть.