logo search
лекции по социальной психологии (Шп

89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм

Эдвард К. Толмен, заложивший основы необихе­виоризма, пришел к выводу, что для научения не обязательно немедленное подкрепление. Кроме того, Толмен, в отличие от Уотсона, принимал в рас­чет не только внешнее поведение организма по схеме «стимул - реакция», но и учитывал процес­сы, происходящие в самом организме. Он, в част­ности, ввел понятие когнитивных карт, т.е. пред­ставление о неких схемах поведения, возникающих в центральной нервной системе. Правда, еще до Толменае 1913г. на необходимость учитывать про­цессы, протекающие в организме, указывал У. Хан-тер, который экспериментировал с отсроченными реакциями.

Кларк Л. Халл, занимаясь теоретическими и экс­периментальными исследованиями поведения и на­учения, также находился под влиянием идей И. Пав­лова, Э. Торндайка и Дж. Уотсона. Но именно благодаря К. Халлу окончательно была сформули­рована необихевиористская модель поведения, которая стала выражаться как С - О - Р, т.е. сти­мул - организм - реакция. Тем самым централь­ный постулат радикального бихевиоризма - отказ от рассмотрения процессов, протекающих в орга­низме, - ушел в прошлое.

К. Халл настаивал, что без исследования происхо­дящих в организме ненаблюдаемых процессов, кото­рые тем не менее можно объективно описать, пове­дение понять нельзя. Основной движущей силой (мотивацией) всякого поведения К. Халл считал по­требность. Поэтому в качестве самого действенного подкрепления он рассматривал поощрение, т.е. по-

зитивное подкрепление, которое дает организму возможность удовлетворить имеющуюся у него потреб­ность. Эту концепцию дальше развивал Кеннет Спенс.

Еще одну проблему, связанную с научением и под­креплением, исследовал Беррес Ф. Скиннер. Он выдвинул идею оперангного (от слова «операция») научения. Такое научение носит целенаправленный, рациональный характер. Суть его заключается в том, что организм приобретает новые реакции благода­ря тому, что сам подкрепляет их. И только после этого внешний стимул может вызывать ответ - ре­акцию.

Так как оперантное подкрепление и научение можно специально организовывать, то на основе этого допущения Б. Скиннер выступил с далеко идущими проектами переустройства общества, ра­ционального управления поведением человека и т.д.

Основные идеи теорий научения и сегодня сохра­няют свое значение и оказывают влияние на совре­менных социальных психологов.

Но в целом социальная психология давно вышла за рамки простых СР-моделей при изучении челове­ческого поведения. И главная отличительная черта нынешних теорий научения - это интерес к проте­кающим в организме внутрипсихическим процессам. В приложении к социально-психологическим теори­ям это означает, что учеными исследуются не только стимулы и реакции, но и сам человек, включенный в процесс научения.

Более того, в настоящее время фокус интереса исследователей все больше смещается на когни­тивную и психическую активность человека, т.е. на. промежуточное звено между стимулом и реакцией. Благодаря этому стираются ранее строгие границы между бихевиористами, когнитивистами, интерак-ционистами и даже сторонниками теорий глубинной психологии.