90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса
Термин «проксемика» ввел антрополог и лингвист Эдвард Холл для обозначения научной дисциплины, изучающей то, каким образом люди бессознательно используют окружающее пространство. Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-0,45 м); персональное расстояние (0,45-1,2 м); социальное расстояние (1,2-4,0 м); публичное расстояние (4,0-7,5 м).
Для каждого человека существует оптимальная дистанция, которая определяется пропорцией ten-лоты и враждебности в отношениях. Как правило, в интимное расстояние мы допускаем супругов, детей, близких людей. На данном расстоянии возможно прикосновение к другому человеку, можно почувствовать запах его тела, разглядеть поры и дефекты его кожи. На персональном расстоянии мы общаемся с друзьями и близкими людьми. Более официальные деловые и общественные взаимодействия происходят на социальном расстоянии (например, общение с врачом, учителем и т.д.). В еще более официальных ситуациях (например, при переговорах с важными особами или при обращении к публике) используются дистанции свыше 4,0м.
Если происходит расхождение в оценке участниками взаимодействия подходящей дистанции, то это приводит к переживанию дискомфорта, хотя нередко люди не осознают, что послужило этому причиной. Так как пространственно-временная организация является приобретенной а процессе научения, то она, как правило, находится за рамками сознательного контроля. Формирование пространственно-временного взаимодействия происходит в детстве под влиянием семейных отношений, а также культуры и общества, в котором воспитывается данный индивид. Если собеседник преступает определенные границы, то мы, как правило, или отклоняемся или неосознанно делаем шаг назад, чтобы увеличить расстояние между друг другом. Если собеседник хочет сказать что-то личное, интимное, то он пододвигается ближе к человеку, в его интимную зону. В США двое взрослых при разговоре обычно стоят на расстоянии 0,6-1,0 м друг от друга. Для латиноамериканца или араба сидеть или стоять на таком большом расстоянии от другого человека будет считаться грубостью. Таким образом, проксемика может обеспечить успех или неудачу в общении с другим человеком.
Внимательный собеседник с уважением относится к психологическим границам другого человека; он заботлив к расстоянию, комфортному для собеседника, и использует его реакции в качестве обратной связи, стремясь найти оптимальную степень физической дистанции и психологической близости.
Изучение проблемы использования пространственно-временной организации коммуникативного процесса привели к выделению хронотопов. Хронотоп (cronos - время, topos - место) - единство пространства и времени. Наибольший интерес в социальной психологии представляют хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др.'Они создают, например, неожиданные эффекты воздействия: не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному и др.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса