8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
В данном вопросе мы рассмотрим экспериментальные схемы регистрации взаимодействия.
Касаясь анализа интерактивной стороны общения, необходимо сказать о выделении двух полярных типов взаимодействия. Такое дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия оказывается недостаточным для экспериментальной практики. В социальной психологии имеют место цели иного рода - выделить более «мелкие» типы взаимодействий, которые могли бы быть использованы в эксперименте в качестве единиц наблюдения. Р. Бейлс разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействий в группе. До этого реальные проявления взаимодействий фиксировались при помощи наблюдений, которые проводились в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействия оказался весьма обширным и насчитывал около 82 наименований, потому и был непригоден для построения эксперимента. Сведя наблюдаемые образы взаимодействия и категории, Р. Бейлс предположил, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Все зафиксированные виды взаимодействия были разнесены по четырем рубрикам:
1 (область позитивных эмоций, включающая солидарность, снятие напряжения и согласие; 2(область негативных эмоций, включающая несогласие, создание напряженности и демонстрацию антагонизма3) область постановки проблем, включающая просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указами»; 4(область решения проблем, включающая предложения и указания, мнение и ориентацию других. Двенадцать групп, составленные Р. Бейлсом, -это, содной стороны, тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия, с другой - тот максимум, который допустим в эксперименте.
Схема получила широкое распространение, несмотря на критику других исследователей, высказанную в его адрес.
Первое из замечаний касалось логики обоснования существования 12 возможных групп и определения именно четырех (а не трех, двух и т.д.) категорий и почему именно этими 12 характеристиками отражаются возможности интеракций. Второе возражение касается того, почему в списке присутствуют как чисто коммуникативные проявления индивидов, так и непосредственные.
В значительных ситуациях взаимодействия люди чрезвычайно редко уподобляются при разработке стратегий своего поведения узникам из дилеммы. В плане формального анализа стратегий взаимодействия эта методика дает определенный материал, во всяком случае, позволяет констатировать определенные способы построения таких стратегий, для чего и применяется в некоторых специальных исследованиях.
Вообще в традиционной социальной психологии все существующие схемы экспериментального анализа взаимодействий в большинстве случаев полностью исключают взаимодействие какого бы то ни было социального контекста. Не поправляет дела и попытка, предпринимаемая школой символического интерак-ционизма
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса