logo search
лекции по социальной психологии (Шп

85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные

Несмотря на то что все мы иногда мыслим теоре­тически, т.е. создаем какие-то личные теории, было бы явным преувеличением утверждать, что каждый современный человек - ученый или философ. Наука и философия все-таки специфические, профессио­нальные виды деятельности. Поэтому к философским и научным теориям предъявляются специальные, до­вольно строгие требования.

Наши личные теории, как правило, плохо или со­всем не согласуются с логикой. Они расплывчатые, неясные, нечеткие, чаще всего не поддаются никакой проверке. Более того, мы вообще не ставим перед собой в отношении собственных, личных теорий таких целей, как проверка. Они нам и без того нравятся и ка­жутся абсолютно истинными и надежными. Такие тео­рии называют имплицитными, поскольку то, что в них утверждается, кажется нам совершенно очевид­ным, само собой разумеющимся. Эта категорическая уверенность в абсолютной истинности наших теорий и объясняет их название - имплицитные, т.е. безого­ворочно правильные, не вызывающие сомнений. Их еще можно назвать теориями обыденного рассудка. Поэтому наши личные теории мало похожи на теории научные. Вместе с тем, несмотря на очевидные сла­бости и недостатки, наши собственные теории дают нам возможность составлять определенное мнение о происходящем, не всегда верное, но все же помо­гающее ориентироваться в мире. Поэтому они необ­ходимы и даже полезны.

Как уже говорилось выше, в науке создание„теорий должно соответствовать определенным правилам. И прежде всего правилам логики. Другими словами, теоретические утверждения должны быть логически увязаны между собой. Кроме того, теория должна согласовываться с уже известными фактами. И нако­нец, теория должна быть верифицируемой, т.е. про­веряемой.

Хотя мы и.говорим о теориях, что они являются основными инструментами философского и научного познания, необходимо помнить, что все теории по самой своей природе абстрактные когнитивные кон­струкции. Они всегда содержат в себе такие аспекты, которые не могут быть абсолютно доказаны. Поэтому ни одна, даже самая совершенная научная, а уж тем более философская, теория не может претендовать на роль истины в последней инстанции.

В науке теории имеют ряд общих задач. Одна из них - сбор, организация и объяснение разнообраз­ной информации. Что касается социально-психоло­гических теорий, то они имеют дело с социальной информацией, связанной с мыслями, чувствами, по­ведением людей. В мире социальных отношений происходит масса событий. Теории помогают нам подходящим образом организовать информацию об этих событиях в логически последовательные, эле­ментарные рациональные конструкции. Таким обра­зом, теории помогают нам обнаружить логику проис­ходящего, объединяя наши знания и эмпирические данные.

Еще одной задачей научной теории является обна­ружение пробелов в уже существующих знаниях, с тем чтобы в дальнейшем, проведя соответствующие ис­следования, дать более всестороннее представле­ние об интересующем нас явлении. Следовательно, теория не только объединяет, интегрирует уже имею­щуюся информацию, но и помогает нам уяснить то, чего мы до сих пор еще не знали. ■

Исследование, которое проводится для проверки гипотез и вообще любых теоретических построений, далеко не всегда подтверждает их