logo search
Кикоть ОВД 400с

V. Характер сотрудника

и особенности его волевых чувств и качеств

1. Анализ отношения сотрудника к окружающему миру, его взглядов на общество

Наличие таких положительных черт, как патриотизм, профессиональная сознательность, чувство служебного долга, преданность интересам государства, культура межнациональных отношений, бдительность, принципиальность, коллективизм, отвага и мужество, общественная активность. Проявление таких отрицательных черт, как пассивность, беспринципность, узость взглядов, безответственность и др.

2. Анализ отношения к труду и службе в органах внутренних дел

Проявляет ли трудолюбие, инициативу, аккуратность, добросовестность, активность, дисциплинированность, настойчивость, решительность, умение преодолевать трудности, самостоятельность, упорство, смелость. Отрицательное отношение к труду, проявляемое в недисциплинированности, неорганизованности, формализме в обращении с гражданами.

Характер перечисленных выше отношений сотрудника определяется при изучении следующих аспектов его поведения:

3. Анализ отношения сотрудника к технике, к новым технологиям, наличие необходимых профессиональных навыков, умений и способностей

Технические способности: увлеченность техникой, склонность к рационализаторству и изобретательству, интерес к новым технологиям.

Организаторские способности: умение правильно спланировать работу, проявить инициативу, распорядительность, требовательность и решительность, не боязнь брать на себя ответственность за принятые решения.

Двигательные способности: навыки стрельбы, владения техникой вождения автомобиля, спецтехникой и т. д.

Спортивные навыки: работа на спортивных снарядах, владение техникой самбо, плавания, навыки в спортивных играх и т. д.

Художественные навыки: наличие увлеченности и достижение определенного результата в изобразительном искусстве, игре на музыкальных инструментах и др.

ВЫВОДЫ: Уровень общих способностей, наличие специальных способностей у сотрудника и особенности его интеллекта. Какие стороны интеллектуальных особенностей надо развивать в первую очередь, чтобы повысить уровень профессиональной подготовки.

Изучение личности сотрудника органов внутренних дел с использованием приведенной выше Программы является основой для проведения индивидуальной воспитательной работы с ним, условием выбора наиболее эффективных методов воздействия в каждом конкретном случае.

Приложение 5

Гриф

Экз. .№ ________

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ___________________

(наименование органа, подразделения,

____________________________

учреждения системы МВД России)

____________________________

(специальное звание)

____________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

« » _________ 20___ г.

ПЛАН

основных организационных мероприятий

________________________________________________

(наименование органа, подразделения, учреждения системы МВД России)

на 20___ год

г. ________

20___ г.

№№ п.п.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Стр.

I.

Основные организационные мероприятия, совершенствование управленческой деятельности

II.

Участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; борьба с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом; перекрытие каналов финансирования террористических организаций и организованной преступности

III.

Обеспечение экономической безопасности

IV.

Повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников

V.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и личной безопасности граждан; обеспечение безопасности дорожного движения, государственной защиты имущества

VI.

Профилактика правонарушений

VII.

Обеспечение соблюдения учетно-регистрационной и статистической дисциплины

VIII

Организация и проведение комплексных оперативно-профилактических операций

IX.

Организация взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе государственными правоохранительными органами по N-ской области, организациями по вопросам борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, взаимодействие с подразделением по делам миграции

X.

Организация кадровой и воспитательной работы; мероприятия по боевой, мобилизационной готовности и гражданской обороне

XI.

Совершенствование финансового, материально-технического и информационно-телекоммуникационного обеспечения органов внутренних дел

График инспектирования, контрольных проверок, комплексных выездов на 2007 год (приложение № 1)

Перечень нормативных правовых актов, подлежащих разработке и (или) сопровождению в 2007 году (приложение № 2)

Основные тенденции криминальной обстановки в ________________ в 20___ году и задачи органов внутренних дел на 20____ год

В текущем году криминальная обстановка как в стране, так и в области оставалась достаточно сложной и противоречивой. По сравнению с предыдущим годом значительно возросло количество заявлений и сообщений о преступлениях и иных правонарушениях, поступивших в органы внутренних дел. Всего за одиннадцать месяцев 2006 года было зарегистрировано … Рост регистрируемых преступлений произошел … Доля тяжких и особо тяжких преступлений от общего числа зарегистрированных в отчетном году составила … В структуре преступлений против личности по-прежнему преобладают … Сохраняется тенденция роста наиболее опасных преступных посягательств корыстной направленности. Увеличение числа … Вместе с тем, …

Всего правоохранительными органами по ____________ за … раскрыто … Число преступлений, совершенных с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств сократилось на … Состояние общественного порядка на территории области характеризуется …

Количество выявленных лиц, совершивших преступления, выросло на … По прежнему значительное количество преступлений совершается на почве пьянства. Несмотря на принимаемые меры …

Наращиваются усилия подразделений обеспечивающих экономическую безопасность объектов различных форм собственности …

По итогам работы за … подразделениями по налоговым преступлениям выявлено …

Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков …

Организованная преступность остается фактором …

За истекший период расследовано … Вместе с тем, значительной активизации работы по раскрытию и расследованию преступлений не произошло. Неудовлетворительны результаты …

С учетом складывающейся обстановки, основные усилия органов внутренних дел по ______________ в 20____ году следует сосредоточить на решении оперативно-служебных задач на следующих приоритетных направлениях: …

В этих целях, необходимо реализовать следующие мероприятия:

п/п

Содержание мероприятий

Срок испол­нения

Исполнители

Отметка об исполн­ении

Раздел I. Основные организационные мероприятия,

совершенствование управленческой деятельности

1.

6.

7.

Обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных:

7.1.

7.13.

8.

11.

12.

В целях повышения информационно-аналитической составляющей в деятельности органов внутренних дел по ______________:

12.1.

12.7.

13.

С целью совершенствования работы по научному обеспечению, выявлению, обобщению и внедрению новых форм и методов работы в оперативно-служебную деятельность:

13.1.

13.7.

14.

С целью совершенствования органов управления, взаимодействия сил и средств УВД по _____________________ при возникновении чрезвычайных обстоятельств и ситуаций провести командно-штабные учения (КШУ), тактико-специальные занятия (ТСЗ), штабные тренировки (ШТ) по сигналам:

14.1

14.4.

14.5.

14.5.1.

14.5.2.

Раздел II. Участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; борьба с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом; перекрытие каналов финансирования террористических организаций и организованной преступности

15.

В целях борьбы с терроризмом и экстремизмом:

15.1.

15.12.

16.

В целях борьбы с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом:

16.1.

16.10.

17.

В целях перекрытия каналов финансирования террористических организаций и организованной преступности:

17.1.

17.4.

Раздел III. Обеспечение экономической безопасности

18.

27.

28.

Организовать и провести комплекс мероприятий:

28.1.

28.5.

Раздел IV. Повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников

29.

30.

30.1.

30.3.

31.

41.

Раздел V. Охрана общественного порядка,

обеспечение общественной безопасности и личной безопасности граждан; обеспечение безопасности дорожного движения, государственной защиты имущества

42.

В целях охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и личной безопасности граждан:

42.1.

42.5.

42.5.1.

42.5.4.

42.6.

С целью обеспечения безопасности дорожного движения:

42.6.1.

42.6.6.

42.7.

С целью государственной защиты имущества:

42.7.1.

Раздел VI. Профилактика правонарушений

43.

54.

Раздел VII. Обеспечение соблюдения учетно-регистрационной

и статистической дисциплины

55.

65.

Раздел VIII. Организация и проведение комплексных

оперативно-профилактических операций

66.

66.1.

66.10.

67.

Раздел IX. Организация взаимодействия

с другими федеральными органами исполнительной власти,

в т.ч. правоохранительными органами по ___________________, организациями по вопросам борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, взаимодействие с подразделением по делам миграции

68.

69.

Принять участие в работе:

69.1.

69.3.

70.

70.1.

70.2.

71.

71.1.

72.

76.

Раздел X. Организация работы с личным составом;

мероприятия по боевой, мобилизационной готовности и гражданской обороне

77.

Организовать и провести на базе учебного центра при УВД обучение:

  • на курсах первоначальной подготовки – вновь принятых на службу;

  • на курсах переподготовки и повышения квалификации;

  • на учебных сборах по линиям служб.

по отдель­ному графи­ку

УК, УЦ,

управления, отделы УВД

(предл. УЦ,

п.9.9.2. прик. МВД РФ

от 01.09. 05 г. № 700)

78.

Провести смотр-конкурс на звание «Лучший работник делопроизводственной службы» органов внутренних дел.

ноябрь-декабрь

ОД и Р,

управления, отделы УВД, ГОРОВД

(предл.

ОД и Р)

79.

В целях недопущения проникновения в ОВД лиц, преследующих преступные и корыстные цели, проводить проверки кандидатов на службу в оперативные и следственные подразделения, кандидатов на восстановление на службу в ОВД и лиц, переводимых в УВД по ________ из других регионов. О результатах проверок информировать УК УВД для принятия кадровых решений.

январь-декабрь

ОСБ КМ,

УК

(предл. ОСБ)

80.

Проводить анализ заключений служебных проверок, по результатам которого, в случаях установления фактов грубых нарушений законности и служебной дисциплины, проводить встречи сотрудников ОСБ УВД и ИЛС УК УВД с личным составом ГОРОВД и подразделений УВД.

ежеме­сячно

ОСБ КМ,

УК

(предл. ОСБ)

81.

Продолжить практику шефства над детскими домами.

О результатах докладывать заместителю начальника УВД по работе с личным составом.

январь-декабрь

до 30 июня;

30 декабря

Управления,

отделы УВД, ГОРОВД

(предл. УК)

82.

Принять участие в благотворительной акции «Милосердие белых ночей».

июнь

УК, ОИ и ОС

(предл. УК)

83.

Организовать и провести конкурс детского творчества.

май-июнь

УК, управления, отделы УВД

(предл. УК)

84.

Организовать и провести встречи психологов УВД с сотрудниками тех ГОРОВД, где в штате нет должности практического психолога.

по отдель­ному графи­ку

УК

(предл. УК)

85.

Продолжить организацию и проведение в районах области Дней УВД (милиции).

по отдель­ному графи­ку

УК, ОИ и ОС

(предл. УК)

86.

Организовать и провести комплекс мероприятий в рамках подготовки к 60-летию юридической службы в системе МВД России.

октябрь

ОПО, УК

(предл. УК)

87.

В целях формирования профессионального кадрового ядра в УВД по ___________________ продолжить работу по отбору кандидатов на службу с высшим и средним специальным юридическим образованием.

Направить на обучение в учебные заведения МВД России сотрудников, не имеющих юридического образования.

до 1 октября

УК, управления, отделы УВД

(предл. УК)

88.

Провести соревнование команд по автомногоборью среди подразделений ______________________ гарнизона.

май-сен­тябрь

ОМТ и ХО, УГИБДД

(предл.

ОМТ и ХО)

89.

С целью повышения боевой, мобилизационной готовности и гражданской обороне:

89.1.

Проанализировать состояние гражданской обороны в УВД по ________________________.

По результатам подготовить и отправить доклад в УОМП ДКО МВД России.

до 10

декабря

ОБМГ,

ГОРОВД

ОБМГ

89.2.

Проанализировать состояние боевой готовности в УВД по _____________________.

По результатам подготовить и отправить доклад в УОМП ДКО МВД России.

до 10

декабря

ОБМГ,

ГОРОВД

ОБМГ

90.

май-июнь

ОБМГ,

управления, отделы УВД

(предл. ОБМГ)

91.

июль-ноябрь

ОБМГ,

управления, отделы УВД

(предл. ОБМГ)

Раздел XI. Совершенствование финансового, материально-технического и информационно-телекоммуникационного обеспечения органов внутренних дел

92.

93.

Осуществить:

93.1.

93.2.

94.

109.

Примечания:

  1. Мероприятия настоящего плана осуществляются службами в пределах объемов финансирования из федерального и местного бюджетов, утвержденных МВД России и Законодательным собранием __________________ на 20___–20___ годы.

  2. Мероприятие считается исполненным и снимается с контроля после выполнения в полном объеме и доклада руководству УВД о результатах его реализации.

  3. По окончанию срока исполнения мероприятий информация о выполнении направляется в штаб УВД для подготовки доклада руководству УВД.

  4. Перенос сроков исполнения мероприятий Плана допускается по мотивированному рапорту с согласия начальника УВД.

  5. Отдельные планы, графики, упомянутые в Плане основных организационных мероприятий УВД на 20___ год, в обязательном порядке представляются в штаб УВД.

Заместитель начальника УВД – начальник штаба

________________________________________________________________

(специальное звание, подпись, инициалы, фамилия)

Под общей редакцией

доктора педагогических наук, доктора юридических наук, профессора

Владимира Яковлевича Кикотя

Дмитрий Ладиславович Бановски

доктор педагогических наук, профессор

Анатолий Валентинович Буданов

кандидат юридических наук, доцент

Иван Васильевич Будило

Виктор Михайлович Бурыкин

доктор педагогических наук, доцент

Михаил Владимирович Воропаев

кандидат философских наук, доцент

Анатолий Алексеевич Гришин

кандидат юридических наук, доцент

Богдан Юльевич Дерешко

кандидат философских наук, доцент

Владимир Алексеевич Дроздов

Дмитрий Александрович Жуков

Вадим Яковлевич Злобинский

доктор педагогических наук, профессор

Ирина Федоровна Колонтаевская

кандидат психологических наук, доцент

Игорь Олегович Котенев

кандидат педагогических наук

Владимир Леонидович Кубышко

доктор социологических наук, профессор

Виктор Михайлович Кукушин

кандидат психологических наук

Максим Владимирович Леви

Игорь Анатольевич Мельников

кандидат педагогических наук, доцент

Людмила Германовна Носкова

кандидат философских наук, профессор

Станислав Семенович Пылев

кандидат юридических наук

Александр Дмитриевич Сафронов

доктор педагогических наук, профессор

Маргарита Павловна Стурова

Лариса Юрьевна Тюнис

кандидат педагогических наук, доцент

Александр Алексеевич Федотов

кандидат педагогических наук, доцент

Александр Васильевич Щеглов

кандидат юридических наук, доцент

Иван Васильевич Якушев

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Учебное пособие

Издается в авторской редакции

Оригинал-макет ОКНИиРИД в ОУ МВД России ЦОКР МВД России

Подготовлено к печати Т.О. Богатыревой

Подписано в печать 22.08.2008 г.

Формат 60х90 1/16 Бумага офсетная

Печ.л. – 25,0 Тираж 5000 экз. Заказ №

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

1 О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 120.

1 См.: Большой энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Т. 22. – С. 58.

2 См.: Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1986. – С. 433.

3 См.: Большой энциклопедический словарь. – М., 1974. – Т. 16. – С. 402.

4 См.: Словарь иностранных слов. – М., 1986. – С. 318.

1 См.: Это курс на «инвестиции в человека, а значит и в будущее России» (Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и главами президиума Государственного Совета Российской Федерации) // Российская газета». – 2005. – 7 сентября.

1 См.: Ильчиков М. З., Смирнов Б. А. Социология воспитания: Монография. – М.: Институт международного права и экономики, 1996. – С. 50.

1 Мудри А В. Социальная педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 3.

1 Мудрик А В. Указ. соч. – С. 9.

2 См.: Там же. – С. 10.

1 См.: О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 120.

2 См.: Дроздов В. А. Некоторые вопросы воспитания сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов: Материалы межведомственной научно-практической конференции. – М.: Академия управления МВД РФ, 2004. – С. 103.

1 См.: Мудрик А. В. Социализация человека: Учебное пособие. – М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006. – С. 295–296.

2 См.: Столяренко А. М. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 211–213.

1 См.: О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 120.

2 Организационно-педагогическая функция руководителя включает в себя решение всего комплекса задач, связанных с профессиональным обучением и воспитанием персонала органа внутренних дел. В данном случае раскрывается преимущественно воспитательный аспект реализации руководителем его организационно-педагогической функции.

1 См.: О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 120.

1 Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Беличева С. А., Беляева Л. И., Буданов А. В. и др. / Под ред. проф. В. Я Кикотя, проф. А. М Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – С. 320.

1 Ватулин А. И. Философско-педагогический анализ формирования воспитательного идеала в российской педагогике XVIII – начала XX веков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2002.

2 Бондаревская Е. В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 4–5.

1 См.: Карелова Г. Н. Гендерная адаптация: структурные и процессуальные аспекты (На примере анализа адаптации российских женщин в условиях социальной реформации 90-х гг. XX в.): Дис. … д-ра социол. наук. – М., 1998; Шифанова И. Е. Ослабление влияния гендерных стереотипов как одна из целей социальной педагогики // Социальная педагогика: Материалы конференции, посвященной 5-летию факультета социальной педагогики (29 марта 2000 года). – М., 2000. – С. 69–72.

2 См.: Кирьякова А. В. Аксиологический аспект воспитания личности // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 89–90; Сергеева Т. Б. Аксиологические проблемы образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. – М., 2001.

3 См.: Рожков М. И. Стратегии и модели воспитания \\ Теоретико-методологи­ческие проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград, Перемена, 2004. – С. 134.

4 См.: Аршинов В. И., Савичева Н. Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. – Калуга, 2000; Горшкова В. В. Воспитание в контексте синергетической методологии // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 36–47; Таланчук Н. М. Воспитание – синергетическая система ориентированного человековедения. – М., 1998 и др.

1 См.: Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Нургалиева Р. Г. перед участниками учебно-методических сборов руководителей кадровых и воспитательных аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, образовательных учреждений, военно-врачебных комиссий, центров психодиагностики органов внутренних дел Центрального и Северо-западного федеральных округов. Москва, 23–26 мая 2006 г.

1 См.: О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 120.

1 См.: Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С. 141.

1 Макаренко А. С. Сочинения. – Т. 5. – М., 1958. – С. 117.

2 Бунаков Н. Ф. Школьное дело. – СПб., 1886. – С. 214.

1 Кравчун Н. С. Методы воспитания. Основы военной психологии и педагогики. – М.: Воениздат, 1981. – С. 328.

2 Киряшов Н. И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 1981. – С. 32–35.

1 Макаренко А. С. Указ. соч. – Т. 5. – С. 373.

1 См. Закон Российской Федерации «О милиции» (1991 г.), Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (1992 г.), Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (1993 г.), обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России (23 августа 2005 г.), Решения коллегий МВД России (февраль 2006 г., февраль 2007 г.), приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 и др.

2 См.: Общие принципы служебного поведения государственных служащих: Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885.

1 Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г.

1 Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел // Под ред. А. А. Прошина. – М.: Академия управления МВД России, 2000. – С. 58.

1 Государственная служба // Под ред. А. В. Оболонского. – М.: Дело, 1999. – С. 36; Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002. – С. 130.

1 Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел // Под ред. В. В. Лазарева, В. С. Афанасьева, Н. Л. Гранат. – М., 1993. – С. 5.

22 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. – М., 2005. – С. 309.

3 Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. – М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2004. – С. 155.

1 Берекашвилли Л. Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. – М., 2001. – С. 127.

2 Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф. М. Рудинского. – М.: Мир, 2006. – С. 345–346.

3 Алтухов С. А. Преступления сотрудников милиции. – СПб., 2001. – С. 175.

1 Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. – М., 1999. – С. 289.

2 Подобные правила устанавливаются «Законом об этике в правительстве» (США, 1978 г.). Этический кодекс американского полицейского, соблюдать который вновь принятый сотрудник обязуется под присягой, требует от него незапятнанной личной жизнью быть примером для всех, постоянно помнить о благополучии других, быть честным в мыслях и в делах, как в личной жизни, так и на службе. Он не должен допускать, чтобы на принимаемые им решения влияли личные ощущения, предубеждения, враждебные или дружеские чувства. Обязан претворять в жизнь закон без страха и пристрастия, без злобы и злой воли. Проект этического кодекса бельгийской полиции требует, чтобы контакты офицеров с властями, учреждениями и гражданами были отмечены достоинством и сердечностью. Офицеры должны воздерживаться от любых действий, которые могут повредить презумпции об их беспристрастности (Николайчик В. М. Полиция: структура и функции // США: Экономика, политика, идеология. – 1990. – № 8. – С. 37; Международный семинар по проблемам полицейской этики. – М., 2003. – С. 37, 38).

1 Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право. – М., 2003. – С. 30.

1 О каждом инциденте правового характера, происшедшем с ним, либо свидетелем которого стал, или попытках несанкционированного получения другими лицами служебной информации сотрудник обязан сообщить непосредственному начальнику, либо в подразделение кадров, инспекцию по личному составу или службу собственной безопасности. Нормативное закрепление обязанности подобных уведомлений должно также обеспечить, по мнению экспертов ООН, защиту государственных служащих от обвинений в нелояльности, а также нарушении дружбы, карьеризме или неправильной оценке. (Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Практические меры по борьбе с коррупцией. – М., 1990. – С. 30).

1 Контроль за поведением, образом жизни сотрудника адекватный важности выполняемых им правоохранительных задач может осуществляться только на основе его добровольного волеизъявления, поскольку он затрагивает не только служебную деятельность, но и специально охраняемую ст. 24 Конституции РФ сферу частной (неофициальной) жизни человека. Следовало бы ввести правило, что при приеме на службу в органы внутренних дел кандидат давал письменное согласие на осуществление служебного контроля за доходами и расходами его семьи, кругом общения, поведением на досуге и в быту. Аналогичное согласие необходимо получить и от всех взрослых членов семьи кандидата.

2 Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности. – М., 2003. – С. 81; Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право. – М., 2003. – С. 183.

1 Удачно эта функция руководителя была закреплена в действовавшем ранее в МВД России Положении о Главном управлении по организованной преступности и его подразделениях (1993 г.), где ставилась задача воспитывать сотрудников в духе преданности Отечеству и служебному долгу, принципиально реагировать на любые отклонения от норм, регулирующих оперативно-служебную деятельность. На руководителя возлагалась обязанность по обеспечению чистоты рядов вверенного ему подразделения и предотвращению фактов предательства служебных интересов. Было бы целесообразно нормативно определить аналогичные задачи и в отношении руководителей других служб и подразделений органов внутренних дел.

1 См.: О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 (в действующей редакции). Ст. 1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 16. – Ст. 503.

1 См.: Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Утверждено приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 10 сентября 2002 г. № 870 дсп. Ст. 9.

1 Education – от лат. «education» – воспитание, разведение, выращивание – англ. 1) воспитание, образование, обучение; 2) развитие (характера, способностей).

1 Чарлз М. Т. Профессиональная подготовка сотрудников полиции (милиции) США и России. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, Изд-во «Алетейя», 2000; Pagon M., Virjent-Novak B., Djuric M., Lobnikar B. European Systems of Police Education and Training // Policing in Central and Eastern Europe: Comparing Firsthand Knowledge with Experience from the West. – Slovenia: College of Police and Security Studies, 1996. – Pp. 551–574; Dolling D., Feltes T. (еds.) Community Policing: Comparative Aspects of Community Oriented Police Work (Band 5). – Holzkirchen, Germany: Felix Verlag, 1993; Balcerowicz L. Research and Education in the Post-Communist Transition, Transformation of the National Higher Education and Research Systems of Central Europe (TERC) // Western Paradigms and Eastern Agenda: A Reassessment, 8. IWMIHS. – Vienna, 1995. – Р. 45–55; Denis F. Management Training of Senior Police Officers. A Survey of Seven West-European Countries. – Budapest: Institute for Management Training and Police Research, 1995.

1 См.: Морозов В. М., Сергевнин В. А. Международный опыт правоохранительной деятельности. – Владимир: ВЮИ МВД России. 1997; Губанов А. В. Полиция Запада: основы деятельности по охране правопорядка. – М.: ВНИИ МВД России, 1993; Горшенева И. А. Полиция в механизме современного демократического государства. – М., ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004; Васильев Д. В. Концепции организации деятельности полиции и возможность их использования в отечественной практике (на материале США и некоторых стран Западной Европы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., Академия управления МВД России, 2005.

1 Губанов А. В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: Автореф дис. … д-ра юрид. наук. – М.: ВНИИ МВД России, 1997. – С.17.

1 Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. – М., 1993. – С. 9.

2 Kroes W. H. Society’s Victim – The Policeman. – Springfield, Il.: Thomas, 1976; Singleton G. W., Teahan J. Effects of Job Related Stress on two Physical and Psychological Adjustment of Police Officers. – J. Pol. Sc.& Adm., 1978. – Pp. 355–361.

3 Bayley D. H. Forcers of Order. Police Behavior in Japan & the United States. – Berkeley e.a., Univ. Of California press, 1976; Hicks R. D., Dolphin G. Avoiding Family Violence – the Non-Verbal Behavior of Police Intervention in Family Fights // The Police Chief. – 1979. – № 46 (3). – Pp. 50–55; A handbook to support learning in area of equal opportunities in Metropolitan Police probationer training. – Hendon: Metropolitan Police Training School, 1992. – Pp. 31–35.

4 In the office of Constable Robert Mark: Published by Collins, 1978.

5 Safir H. Goal-Oriented Community Policing: The NYPD Approach // The Police Chief. – 1997. – December. – Pp. 31–39, 56.

6 Рабочий документ по учреждению «Общеевропейского центра экспертизы и информации по всеобщим правовым ценностям и принципам работы полицейских органов». – Страсбург, 2000.

1 Policing in Central and Eastern Europe… – Pp. 575–579.

2 Reinheimer R. E., Steinmetz Ch. W. Communication Competency and Professional Law Enforcement // The Police Chief. – 1980. – XLVII (9). – Pp. 53–58.

3 Антонов И. П. Каков имидж у полиции? // Милиция. – 2000. – № 7. – С. 28.

4 Bard M. Family Crisis Intervention – From Concept to Implementation. – Washington, Dept. Of Justice, 1974. – Р. 11.

1 Wilson J. Q. Varieties of Police Behavior. – Cambridge, MA: Harvard University press, 1978.

2 Лури В. С. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США: Автореф. дис. … канд. псих. наук. – М.: Академия МВД РФ, 1991. – C. 5.

3 Law and Order. – 1985. – № 4. – Pp. 23–25.

4 Cumming E. Police as a philosopher, guide and friend // Sociological Problems. – 1965. – № 12. – Pp. 276–286.

1 Човдырова Г. С., Клименко Т. С. Социально-психологические пути повышения стрессоустойчивости сотрудников ОВД и ВВ в экстремальных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 1997. – № 1 (5). – С. 49.

2 Губанов А. В. Полиция зарубежных стран... – М., 1999. – С. 156.

3 Илларионов В. П. А начиналось с «Устава благочиния» // Милиция. – 2000. – № 7. – С. 51.

4 Сергевнин В. А. К вопросу об эволюции английской полиции // Зарубежный опыт организации подготовки полицейских кадров и работы полиции: Сборник статей – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. – С. 92; Anderson W. H. A Treatise on the Law of Sheriffs, Coroners and Constables with Forms. – Maryland: Towson, 1941. – Pp. 2–3.

1 Гурней Б. Введение в науку управления. – М., 1969; Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии. – М., 1989; Шнайдер Г. Криминология. – М., 1994; Anderson A. Police. – Kopenghaghen – P. 1985; Rothstein P. R. Educational Psychology. – New York: Mc Graw – Hill, 1990; The Encyclopedia of Police Science. – New York: Garland Publishing, 1989.

2 Shafer K. H. High-Performance Policing for the 21st Century // The Police Chief. –1997. – Nov. – Pp. 23–25.

1 Губанов А. В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 1997. – С. 20.

2 Сергевнин В. А. Новые тенденции в субкультуре полицейских США // Зарубежный опыт организации подготовки ... С. 106–107.

3 Академические Вести / Академия управления МВД России. – 2007. – 31 января. – № 1 (981).

4 Цит. по: Губанов А. В. Указ. соч. – С. 164.

1 Более подробно см.: Психология для юристов: Учебник / И. И. Аминов и др. – М.: Омега-Л, 2005. – С. 120–124.

1 Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983. – С. 198.

1 Они во многом известны читателю в определенной иерархической последовательности благодаря исследованиям Абрахама Маслоу (1908–1970). (См.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986. – Т. 1. – С. 112–115).

2 См.: Обуховский К. Психология влечений человека. – М., 1972. – С. 182–209.

1 Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел: Утверждено приказом МВД России от 30 сентября 1999 г. № 750 (с изм. и доп., внесенными приказами МВД России от 6 апреля 2002 г. № 360, от 18 апреля 2002 г. № 363, от 2 декабря 2004 г. № 795).

2 О выплате сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы: Приказ МВД России от 16 апреля 2002 г. № 360 (с изм. и доп., внесенными приказами МВД России от 2 декабря 2004 г. № 795, от 9 февраля 2005 г. № 80).

3 Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 2 декабря 2004 г. № 795. – П. 2.3.

1 См.: Методика изучения личности сотрудника милиции. – М., 1973; Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. – М., 2002. – С. 53–58.

1 Принцип – (от латинского principium – начало, основа) – здесь – основное исходное положение (первооснова) какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.

1 Более подробно см.: Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Учебно-метод. пособие / Под общ. ред. В. М. Бурыкина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – С. 12–16.

1 Воспитательная работа является важнейшей составной частью повседневной управленческой деятельностью руководителей (см. абз. 2 приказа МВД РФ от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».

2 См.: Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева перед участниками учебно-методических сборов руководителей кадровых и воспитательных аппаратов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, образовательных учреждений, военно-врачебных комиссий, центров психодиагностики органов внутренних дел Центрального и Северо-Западного федеральных округов, проходившего с 23 по 26 мая 2006 г. в г. Москве.

3 Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 40. – Ст. 3873.

1 Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г., разработанные на основе программы Всероссийской переписи населения 2002 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 537-р 20 апреля 2002 г. // http://www.perepis2002.ru/content.html?id=ll&docid=10715289081460.

2 Романова В. В. Служба женщин в органах внутренних дел (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М.: Академия управления МВД России, 2007. – С. 19.

3 Сафронов А. Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – С. 361.

1 О комплексном реформировании воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120.

2 См.: Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 18 октября 2005 г. № 840.

3 Инструкция по организации планирования в системе органов внутренних дел: Утверждена приказом МВД России от 18 октября 2005 г. № 840. – п. 3, 18.2.

1 Приводится постольку, поскольку раздел «Организация кадровой и воспитательной работы…» является составной частью плана работы органа (подразделения) внутренних дел. Формирование всех разделов Плана основных организационных мероприятий возлагается: в МВД России – на Организационно-инспекторский департамент, в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, У(О)ВДРО, УМТС и их структурных подразделениях – на штабы, организационно-аналитические подразделения (п. 24.1 вышеуказанной Инструкции).

2 В соответствии с Инструкцией по организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации предложения в План основных организационных мероприятий МВД России представляются до 5 ноября года, предшествующего планируемому (п. 19.1); в План основных организационных мероприятий МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации – до 15 ноября года, предшествующего планируемому (п. 19.10); в План работы горрайлинорганов – до 15 декабря года, предшествующего планируемому (п. 19.11).

1 Опрос – это способ сбора информации, основанный или на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии между интервьюером и опрашиваемым.

2 Пункт 15.1 Инструкции по организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации.

1 На этом этапе, в случае возникновения разногласий, отводится один рабочий день для их урегулирования.

1 Слово «ритуал» происходит от латинского ritualis – обрядовый. Оно чаще всего употребляется как внешнее оформление (порядок совершения) какого либо акта (например, религиозного обряда; приема послов на государственном уровне).

1 Введен в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 декабря 1993 г. № 600.

2 Об учреждении знамени Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел, главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте, учебных заведений профессионального образования этого Министерства: Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 1996 г. № 654 (с изм., внесенными Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 115).

1 В дальнейшем – руководитель.

1 В этот момент остановки оркестр прекращал игру. Знаменщик ставил Знамя к правой ноге вертикально, придерживая его у ноги свободно опущенной правой рукой.

2 Если Знамя вручал Министр внутренних дел Российской Федерации или кто-либо из его заместителей.

1 Знаменное отделение следует к месту хранения Знамени в колонне по два.

2 После вручения органу (подразделению) внутренних дел Знамени издается приказ, определяющий место его хранения, знаменщика, ассистентов и лиц, ответственных за сохранность Знамени. Такими лицами, как правило, являются начальник штаба органа (подразделения) внутренних дел, его заместитель и дежурные по органу внутренних дел.

1 В зависимости от того, куда выносится Знамя из помещения.

1 Текст «Наказа …» из: Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Учебно-метод. пособие / Под общ. ред. В. М. Бурыкина, науч. ред. В. М. Шамарова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – С. 91–92.

1 Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. Федерального закона от 1 апреля 2005 г. № 27-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 2. – Ст. 70; СЗ РФ. – 2005. – № 14. – Ст. 1212.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 9 мая 2005 г.). – Ст. 112.

1 Бланк с текстом Присяги и личной подписью сотрудника приобщается к его личному делу.

1 О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1666; Российская газета. – 2006. – 23 декабря.

2 При проведении указанного ритуала табельное оружие может вручать не только начальник органа (подразделения) внутренних дел, но и другие руководители, ветераны органов внутренних дел, участники Великой Отечественной войны.

1 В случае проведения ритуала награждения в помещениях органа государственной власти или управления доклад обычно не производится.

Лицо, вручающее награды – представитель органов власти или управления субъекта Федерации, представитель Президента Российской Федерации здоровается с присутствующими и просит их присаживаться; команда «Вольно!» или «Товарищи офицеры!» после этого не подается.

Лицо, которому по сценарию определено быть ведущим (в данном случае это может быть начальник ОВД или должностное лицо органа исполнительной власти), объявляет об открытии встречи.

1 Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038.

2 Об утверждении Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников: Приказ МВД России от 31 декабря 2002 г. № 1272.

1 См.: Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. – Т. 1. –М.: Педагогика, 1979. – С. 296.

1 См.: Макаренко А. С. Книга для родителей // Пед. соч.: В 8 т. – Т. 5. – М.: Педагогика, 1958. – С. l4.

2 Вопросы информационного обеспечения управленческой деятельности в современных условиях обсуждались в ходе международного семинара «Менеджмент информации – 90», состоявшемся в апреле 1990 г. в Будапеште.

1 Под информационным массивом подразумевается совокупность источников, определяющих содержание и направленность циркулирующих в органах внутренних дел информационных потоков.

2 Более подробно см.: Козориз Н. Л. Информационные технологии и их реализация в военно-технической политике России: Дис. ... канд. философ. наук. – М.: ГА ВС, 1993. – С. 112–115.

3 См.: Богданцев В. Ф. Политическое информирование личного состава кораблей ВМФ на боевой службе с помощью технических средств: Дис. ... канд. ист. наук. – М.: ВПА, 1977. – С. 129–132.

1 Пушкин А. С. Соч.: В 3 т. – Т. 1. – М., 1985. – С. 509.

1 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. – Кн. 1. – М., 1959. – С. 186.

1 Глазунов И. Распятая Россия. – М., 2004. – С. 225, 263–265.

2 Одинцов М. И. Государство и церковь // Культура и религия. – 1991. – № 1. – С. 37–54.

1 Ильин И. А. Наши задачи. Исторические судьбы и будущее России // Статьи 1948–1958 гг.: В 2 т. – Т. 1. – М., 1991. – С. 254.

1 Лексика (от греч. lexikos – относящийся к слову) – совокупность слов языка. Этим термином обозначают также определенные пласты словарного состава языка (напр. книжная лексика; эмоциональная лексика).

2 Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. – М., 1987. – С. 70.

1 Орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь) – совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления.

2 Грамматика – строй языка, система способов словопроизводства, морфологических категорий и форм, синтаксических конструкций.

1 Щетинин М. Н. Объять необъятное. – М., 1986. – С. 142.

2 Атватер И. Я вас слушаю... – М., 1988. – С. 5.

1 Соколова В. Культура речи и культура общения. – М., 1995. – С. 11.

2 Маккей Х. Дорога к вершине. – М., 2003. – С. 105.

1 Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. – Т. 2. – М., 1981. – С. 226.

1 Тютчев Ф. И. Соч.: В 2 т. – Т. 1. – М., 1995. С. 63.

1 Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуются способы использования языковых единиц, а также система стилей в рамках литературного языка.

2 Синтаксис – раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения.

1 Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 484–485.

1 Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом в органах внутренних дел: Приказ МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770.

1 Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. – М., 2000.

1 Подоляк Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления. – М., 1989. – С. 203.

1 Некоторые специалисты под расстановкой кадров понимают «рациональное распределение состава кадров организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам и т. д.» (См., напр.: Управление персоналом: Энциклопедический словарь... – С. 301; Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М. 1997. – С. 279). Однако расстановка кадров может быть и нерациональной, что лишний раз указывает на недопустимость включения оценочных терминов в определение деятельности (или ее видов).

1 Второй субтест МИОМ можно рассматривать как тренировочный, в ходе его выполнения происходит закрепление навыков работы с тестом, что особенно важно при компьютерном варианте тестирования. Учитывая, что по направленности он совпадает с третьим субтестом, целесообразно для надежности оценки вербального интеллекта ограничиться именно последним.

1 Цит. по: Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988.

1 «Группа риска» представляет собой категорию лиц, у которых наследственные факторы, условия развития и воспитания, личностные и функциональные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального (делинквентного) поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению эффективности и надежности служебной деятельности и профессиональной подготовки.

1 Дезадаптация – нарушение приспособления организма человека к изменениям окружающей среды, проявляющееся в неадекватных психических и физиологических реакциях.

2 Вещества, вызывающие привыкание и зависимость при их систематическом приеме (алкоголь, наркотические вещества, лекарственные средства и др.)

1 См.: Квалификационные требования к должностным категориям начальствующего состава аппарата МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, руководящего состава городских и районных органов внутренних дел подготовлены во исполнение п. 2.2. плана мероприятий по реализации Концепции кадровой политики МВД России (приказ МВД России от 23 декабря 1998 г. № 6 км/1). – ИМЦ ГУК МВД России, 2001 – 76 с.

1 Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – С. 163.

1 Андреев Н. В. Методы диагностики и развития психологического потенциала руководителей органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 1996. – С. 21.

2 Гладилин А. П. Профессиональная культура и имидж руководителя органа внутренних дел: (Философско-культурологический аспект). М.: Академия управления МВД России, 1998. – С. 24.

1 Зеер Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 2000. – С. 50.

2