logo search
лекции по социальной психологии (Шп

84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира

Прежде всего определимся с понятием, что же такое теория. Если говорить совсем уж просто, то теория - это попытка дать какое-то объяснение чему бы то ни было. Всякий процесс объяснения обяза­тельно предполагает обнаружение, выявление каких-либо причинно-следственных связей, а именно это и есть основной признак теории. Установление при­чинных связей, в свою очередь, есть процесс ис­следования, изучения, познания чего-то, а букваль­ный перевод греческого слова «теория» и означает •исследую», -рассматриваю-.

Легко можно догадаться, что любую мыслительную, когнитивную деятельность, направленную на обнару­жение причинных связей, можно считать теоретиче­ской деятельностью, процессом создания теории. Следовательно, каждый человек, если он стремится что-то объяснить, тем самым создает теорию, т.е. мыслит теоретически. Другое дело, насколько хоро­шо это у него получается.

Сегодня в это трудно поверить, но люди лишь от­носительно недавно испытали потребность в спе­циальном объяснении происходящего как в окру­жающем их мире, так и в них самих. Иначе говоря, люди не всегда нуждались в теориях и не всегда умели их создавать. До того как возникла потреб­ность в теоретическом объяснении мира, сознание человека было мифическим, оно основывалось на коллективных представлениях. Французский философ и психолог Люсьен Леви-Брюль, который и предло­жил концепцию коллективных представлений, пола­гал, что благодаря коллективным представлениям мифическое сознание человека имело готовые от­веты на все вопросы еще до того, как они могли в нем возникнуть. Поэтому в мифическом сознании вопросы и не появлялись. Человек, носитель мифи­ческого сознания, «знает все», и ему не требуется никаких специальных объяснений. Мир для него и без того ясен и понятен.

Подобный способ восприятия реальности немец­кий философ Эдмунд Гуссерль назвал «мифорелиги-озной установкой», Почему эта установка изменилась? Почему человека перестали удовлетворять коллектив­ные представления, где не нужны были теории, где им просто не было места? Почему человеку понадо­билось выйти из ясного и понятного мифического мира и погрузиться в сложный и запутанный мир тео­ретического познания?

На все эти вопросы мы сегодня навряд ли найдем ответы. Поэтому просто констатируем вслед за Э. Гус­серлем, что в VII —VI вв. до н.э. в Древней Греции у че­ловека почему-то возникла потребность объяснять мир и его прежняя мифорелигиозная установка, не объясняющая мир, а принимающая его как данность, сменилась новой - объясняющей, а значит, теорети­ческой установкой.

Теоретическое объяснение мира довольно быстро получило широкое распространение и ста­ло одним из основных способов познания челове­ком всех форм реальности. Благодаря теории воз­никли сначала философия, а затем и наука. Теории стали их основными рабочими инструментами. Под влиянием философии и науки каждый из нас стал в определенной мере теоретиком, поскольку все мы так или иначе стремимся объяснить прежде всего для самих себя и происходящее в мире, и в нас самих.