logo search
лекции по социальной психологии (Шп

86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии

Если обратиться к социально-психологическим тео­риям, то ни одна, отдельно взятая, теория не в состоя­нии объяснить все социальные явления. Более того, все имеющиеся уже теории, и даже те, которые будут созданы позднее, не в состоянии объяснить все мно­гообразие социального мира. Но зато каждая из них способна более или менее приемлемо объяснить ка­кие-то отдельные, локальные аспекты, явления, факты и закономерности. По всей вероятности, какую-то все­объемлющую, общую социальную и даже социально-психологическую теорию создать просто невозможно. Логика теоретической работы заставляет ученого за­острять внимание на одних вопросах и игнорировать другие. Некоторые теории акцентируют внимание на индивиде, другие - на социальных ситуациях или струк­турах, третьи - на взаимоотношениях индивида и окру­жающей среды.-Одни подчеркивают значение внешних условий и обстоятельств социального окружения че­ловека, в то время как другие утверждают решающее, значение для поведения индивида инстинктов, влече­ний и т.д., т.е. биологических факторов. Другими сло­вами, нет идеальных, совершенных, всеохватывающих социальных теорий. Другое дело, что у ученого всегда имеется соблазн распространить свою теорию абсо­лютно на все социальные явления. Такая абсолютиза­ция при определенных условиях может привести к тя­желым и даже трагическим последствиям. В этом .отношении очень показателен пример марксистской социальной теории.

И поскольку нет абсолютной, исчерпывающей со­циальной теории, то современные социальные пси­хологи ориентируются не на одну научную теорию, а на совокупность социальных теорий, которые, как уже говорилось, не претендуют на всеохватность. Такие 1 теории, имеющие ограниченный уровень обобщений американский социолог Роберт Мертон назвал «тео­риями среднего ранга». По мысли Р. Мертона, такие теории выступают как опосредующее звено между эмпирическими исследованиями, рабочими гипоте­зами и всеохватывающим уровнем обобщений. Таким образом, теорМсввдмвгоданга в социальной психо­логии являются примерим того, как одно и то же яв­ление - мир социальных взаимодействий, человече­ское поведение - исследуются с различных точек зрения, с разных теоретических позиций.

Современному социальному психологу необходимо знание всех теоретических перспектив и теоретических направлений. Американский психолог Уильям МакГайр называет такой многосторонний интерес к различным теоретическим направлениям «перспективизмом». У. МакГайр пишет, что любая теоретическая точка зре­ния отражает знание и объяснение только одной перс­пективы, в то время как творческий ученый должен иметь взгляд, основанный на знании многих теоретических перспектив. У. МакГайр считает, что в современной социальной психологии можно выделить три наиболее значимые, общие теории, или направления: ролевое, когнитивное и теории научения. В вышедшем у нас сбор­нике текстов «Современная зарубежная социальная психология» (1984) выделяются четыре социально-пси­хологические теоретические ориентации: необихевио­ристская, когнитивистская, психоаналитическая и ин-теракционистская.

Расхождение между этими двумя классификациями теоретических направлений довольно показательно. Оно отражает тот факт, что редакторы-составители указанного сборника исходили из того, что в социаль­ной психологии, как, впрочем, и в психологии в це­лом, продолжает сохраняться принцип ортодоксаль­ной приверженности какой-то одной научной школе. У. МакГайр же считает, что в социальной психологии наметилась тенденция к синтезу и интеграции раз­личных теоретических подходов, различных научных школ.