logo search
лекции по социальной психологии (Шп

33. Метод мозгового штурма

Исходя из предположения о преимуществах группо­вого подхода к принятию решений над индивидуаль­ным, руководитель одного из американских рекламных агентств А. Озборн выступил с обоснованием метода, названного им «мозговым штурмом» (brainstorming). В центре его внимания было выдвижение новых идей и решений в рекламном деле.

Практика «мозгового штурма» выглядит следую­щим образом. Группе соответствующих специалистов предлагают для обсуждения определенную пробле­му, например придумать рекламный слоган для новой марки зубной пасты. Членов группы инструктируют выдвигать как можно больше различных предложе­ний в течение сравнительно краткого периода вре­мени.

Озборн сформулировал следующие основные пра­вила «мозгового штурма», которые, по мнению многих психологов, могут быть применимы при разработке широкого круга проблем.

  1. Какая-либо критика выдвигаемых идей исключа­ется. Негативные оценки идей откладываются до са­мого конца.

  2. Свободные, ничем не скованные предложения приветствуются. Чем безумнее идея, тем лучше, по­скольку легче предложить серую идею, чем выдаю­щуюся.

  3. Требуется количество идей. Чем больше число выдвинутых идей, тем больше вероятность успеха.

  4. Поощряется сочетание различных идей и их пе­реработка. В добавление к выдвижению своих соб­ственных идей вы должны высказывать предложения о том, как улучшить идеи других или как несколько идей соединить таким образом, чтобы получилась еще одна.

«Мозговой штурм» проводится в виде сессий продолжительностью<jt 40 до 60 минут. Каждая группа включает в себя от шесте до девяти участников, которые рассаживаются вокруг стола таким обра­зом, чтобы можно было легко и быстро общаться друг с другом. Сессия начинается с того, что руко­водитель группы (специально подготовленный че­ловек) выдвигает перед членами группы проблему для анализа, призывая их максимально раскрепос­тить свое воображение. Высказываемые идеи за­писываются секретарем или с помощью механиче­ских средств.

Метод «мозгового штурма» имеет как своих сторон­ников, так и противников, которые скептически оце­нивают его возможности. Эффективность мозгового штурма может быть иллюзией по ряду причин.

Во-первых, люди могут ошибочно полагать, что группы действительно более продуктивны, чем отдельные индивиды. После сессии мозгового штурма члены группы могут быть поражены тем мно­жеством идей, которые родились в результате дис­куссии.

Индивиды могут видеть, что группа произвела большее количество решений, чем это мог бы сде­лать один человек, но забывают о правильном сравнении (т.е. сравнении с продуктивностью не­скольких индивидов, одновременно работающих по одному). Другими словами, люди, действительно соглашающиеся с тем, что «ум хорошо, а два луч­ше», не задают себе такой вопрос: лучше две голо­вы вместе или две головы поодиночке?

Вторая причина для популярности подобных групповых дискуссий заключается в том, что люди обычно радуются своему пребыванию в группе и предпочитают такие дискуссии работе в одиноч­ку. Известно, что групповые дискуссии способству­ют повышению уровня удовлетворенности работни-. ков и их трудовой мотивации, хотя они и занимают больше времени.