logo search
лекции по социальной психологии (Шп

34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация

Группа - один из основных предметов социальной психологии. Итак, самым общим образом социальную группу можно определить как совокупность индиви­дов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.

Далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорож­но-транспортного происшествия, представляют со­бой не группу, а агрегацию - соединение людей, слу­чайно оказавшихся здесь а данный момент. Эти люди:

Однако если эти люди начнут предпринимать со­вместные действия, чтобы помочь пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой.

  1. Таким образом, для того чтобы какая-либо сово­купность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо проявление совместного действия.

  2. Важно также, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Такая иден­тификация (отождествление) каждого из них со сво­ей группой приводит в итоге к формированию чув­ства «мы» в противоположность «им» - другим группам.

Указанные признаки характеризуют прежде всего группы, включающие в свой состав сравнительно небольшое число членов, так что взаимодействие

здесь осуществляется, как говорится, «лицом к лицу». В социальной психологии такие группы называются малыми (или контактными).

Итак, малая группа - это совокупность индиви-дов.непосредственно'взаимодействующих друг с дру­гом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

Наряду с малыми группами в качестве объектов социально-психологического анализа могут вы­ступать также совокупности индивидов, насчи­тывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов человек. Это группы большие (или дис­тантные), к которым относят этнические общности, пррфессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации.

Можно выделить следующие характерные особен­ности больших групп:

1) в большой группе, в отличие от малой, невозможно 00 непосредственное взаимодействие всех ее членов;

2) не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства (например, у представителей одного и того же социального класса); 3) установление контакта между различными индиви­дами в основном с помощью средств массовой коммуникации; 4)отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или несколь­ких стран; наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других -организованных и неорганизованных, формальных и неформальных - групп). Но принципиальное отличие состоит в том, что в больших социальных группах действуют обществен­ные, т.е. безличные, отношения, а в малых группах эти отношения преобразуются в статусно-ролевые и межличностные (непосредственные контакты).