logo search
Кикоть ОВД 400с

§ 2. Система индивидуальной воспитательной работы

Система ИВР – это совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой, учитывающих личностные особенности каждого конкретного сотрудника, направленных на формирование сотрудника-профессионала и гражданина общества.

Цель и задачи ИВР. Целью индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел является формирование и развитие у каждого конкретно взятого сотрудника необходимых для службы в органах внутренних дел профессиональных и нравственных качеств.

Посредством ИВР решаются следующие задачи:

Одними из важных слагаемых успешности проведения ИВР является знание руководителем (либо иным субъектом воспитательного воздействия) принципов воспитания и умение реализовать их требования на практике.

Принципы воспитания1 – это научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания.

Знание этих принципов позволяет воспитателю исходя из конкретных обстоятельств применять различные формы воспитательного воздействия, использовать те или иные методы воспитания, а также прогнозировать результаты педагогических воздействий, и, стало быть, – управлять процессом воспитания.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс представляют целостную систему. К ним относятся:

Связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника;

Опора на положительное в личности и коллективе;

Целеустремленность воспитания;

Воспитание в коллективе и через коллектив;

Единство воспитания и самовоспитания;

Требовательность к личности и уважение ее личного достоинства;

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

Единство и согласованность воспитательных воздействий субъектов воспитания1.

Индивидуальная воспитательная работа имеет четко выраженную структуру (см. рис. 7), основными элементами которой являются:

1) требования к личности сотрудника органов внутренних дел;

2) глубокое изучение воспитуемого сотрудника как личности;

3) анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям;

4) определение перспектив и составление программы воспитательной работы с данным конкретным сотрудником;

5) выбор и применение оптимальных средств, методов и форм воспитательного воздействия в зависимости от индивидуальных, личностных особенностей человека;

6) консолидация усилий всех категорий воспитателей и служебного коллектива на формирование личности, подключение других институтов воспитательного воздействия;

7) постоянный контроль за ходом и результатами индивидуальной воспитательной работы.

Рассмотрим эти элементы подробнее.

Блок 1. Требования к личности сотрудника органов внутренних дел – это требования системы МВД России; подразделения (службы); должности к деловым, нравственным качествам сотрудника, уровню образования, физического развития, возрасту, гражданству и т.д.

Блок 2. Изучение личности сотрудника включает в себя определение положительных черт и качеств, на которые следует опираться воспитателю, уровня развития качеств, необходимых на службе, но развитых недостаточно, наличия отрицательных качеств, затрудняющих осуществление конкретной оперативно-служебной деятельности, соблюдение требований Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Блок 3. Анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям.

Блок 4. Составление Программы ИВР, которая включает в себя определение педагогических целей воспитания, мер моральной мобилизации личности, путей перевоспитания сотрудника, устранение у него отдельных отрицательных качеств. В основе программы лежит знание личностных особенностей сотрудника, его сильных и слабых сторон.

Блок 5. Подбор и использование средств и методов индивидуального воспитательного воздействия предполагает речевое воздействие (разъяснение, логика доказательств, сравнение и т.д.), неречевое воздействие (показ, пример, совместный труд и служба), методы (убеждение, поощрение, пример, упражнение, принуждение), формы (беседа, поручение, побуждение к принятию и выполнению обязательств, индивидуальная беседа и др.).

В основе этих воздействий лежит активизация положительных мотивов, эмоционального настроя, реализации деятельного проявления лучших намерений и замыслов.

Рис. 7. Структура индивидуальной воспитательной работы.

Блок 6. Направление усилий всех категорий воспитателей на личность предусматривает учет всеми категориями воспитателей уровня подготовленности каждого сотрудника и их профессионализма, установление социально-психологических черт сотрудника, совместное формирование должной ориентации личности в происходящих событиях, поощрение активности и инициативы сотрудника в самовоспитании.

К другим институтам воспитательного воздействия следует отнести институт наставничества, совет ветеранов, иные общественные формирования;

Блок 7. Контроль индивидуальной воспитательной работы выражается в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах (карточка, дневник и т.п.), в составлении карт личности с оценкой уровня развития каждого личностного и служебно-профессионального качества.

На основе теории управления персоналом, педагогики и психологии и в ходе многолетнего опыта воспитательной работы в органах внутренних дел выработаны основные требования к индивидуальной воспитательной работе (см. табл. 1), и в частности:

Таблица 1