27. Потребности малых групп
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Групповые потребности - это состояние членов группы, связанное с испытанием нужды в чем-либо и выступающее источником их активности. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей членов группы,называются групповыми мотивами.
Социальные потребности связаны с взаимодействием человека с другими людьми, а именно: отдельный человек не может в одиночку удовлетворить ряд своих социальных потребностей, поэтому он их реализует с помощью других людей.
Мотивы и потребности членов группы выступают жизненно необходимыми для них составляющими, пренебрегать которыми не только невозможно, но необходимо в обязательном порядке учитывать и на этой основе управлять деятельностью малой группы. В ходе группового взаимодействия с необходимостью возникает такое социально-психологическое явление, как лидерство.
В основе взаимоотношений лежат и потребности. К наиболее значимым потребностям людей во взаимоотношениях относятся: потребность в безопасности, общении, индивидуальности, доминировании, покровительстве и т.п.
Потребность в безопасности, снятии тревоги и психического напряжения ярко проявляется в обстановке опасности или конфликта. В этой ситуации людей тянет друг к другу. В такой ситуации даже незнакомые люди активно идут на контакт, становятся более общительными и разговорчивыми. И это понятно - вместе спокойнее, вместе легче переносить тревожное ожидание и страх.
Потребность в общении - аффилиация (От англ. «соединение», «связь») - объясняется стремлением человека быть в контакте с себе подобным ради устранения дискомфорта одиночества. Эта потребность чаще проявляется у людей с высокой тревожностью, беспокойством, в моменты фрустрации и вынужденного уединения.
Потребность в индивидуальности проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, пытается в мимике, речи и поведении другого человека увидеть признание своей неповторимости и уникальности. Жажда быть неповторимым и значительным всегда являлась одной из важных черт личности.
Потребность в доминировании толкает человека на общение с целью оказывать активное влияние на поведение, мысли, чувства и вкусы других людей. Суть потребности в покровительстве состоит в том, что большинство людей испытывают удовлетворение, оказывая помощь другим. Тем самым они повышают свою значимость, как бы поднимаются в своих глазах.
Необходимо отметить, что удовлетворение вышеперечисленных потребностей наступает лишь в том случае, если человек достиг поставленной цели в ходе общения. Неудовлетворенная потребность заставляет людей искать новых контактов с более понимающими и чуткими коллегами по малой группе. И, если эти поиски не увенчаются успехом, психика человека может быть серьезно расстроена.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса