logo search
Кикоть ОВД 400с

§ 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике

Исследование зарубежного опыта воспитания сотрудников полиции сталкивается с определенными методологическими трудностями, так как базовый термин «воспитание» в современном английском языке, ставшем универсальным средствам межнационального общения, отдельным словом не обозначается. Вместо него употребляется, как правило, многозначное понятие education1. Смысл латинского корня слова education – вести за собой или извлекать что-либо. В английском языке слово education означает целостный процесс становления личности, принятия ею нравственных норм, усвоения разного рода информации, приобщения человека к культуре общества в целом.

В зарубежной юридической педагогике для обозначения понятия воспитание наряду с термином education употребляются близкие по смысловому значению слова: этика, культура, мораль, нравственность, коммуникативная компетентность и т. п., а научно-практические работы о воспитании публикуются под такими рубриками, как: философия полицейской деятельности, андрогогика, педагогика, этика, деонтология, психология и т. д.

Хотя в «Международной энциклопедии образования» («The International Encyclopedia of Education», 1994 г.) нет отдельной статьи «Воспитание», анализ трудов зарубежных авторов по полицейской педагогике позволяет сделать вывод, что под воспитанием сотрудников полиции понимается целенаправленный процесс педагогических воздействий на них, позволяющих развить их мировоззрение в соответствующем социально-политическом контексте, привить им заданную систему ценностей, оптимизировать у них профессионально-значимые и личностно-ценные черты характера, сформировать требуемые профессионально-обоснованные психологические установки и привычки поведения1.

Непосредственный, целенаправленный, формализованный процесс воспитания и самовоспитания служащих полиции осуществляется в двух сферах деятельности: в процессе профессиональной подготовки (обучения, образования) и непосредственно в процессе профессиональной полицейской деятельности. Например, в образовательных учреждениях, как правило, процесс воспитания тесно связан с процессом обучения. Так, в Высшей школе полиции ФРГ у слушателей формируется осознанность и самостоятельность принятия решений, когда приезжающие на курсы повышения квалификации управленцы сами определяют программу семинара. Им заранее направляются анкеты с просьбой высказаться относительно актуальных проблем полицейской деятельности, которые необходимо обсудить. Предложения изучаются, обобщаются и на их основе составляется учебный план.

Не только служба и учеба, но и весь образ жизни полицейских, их мировоззрение, повседневная жизнь и досуг складываются и протекают под влиянием целого ряда социально-педагогических факторов и условий, существующих в той или иной стране.