logo search
Кикоть ОВД 400с

§ 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел

Одной из существенных особенностей человека является активность. В основе активности лежат потребности и мотивы.

Формирование и развитие личности – это в известной степени процесс развития его потребностно-мотивационной сферы.

Под потребностью в психологии понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо. Нужда может выражаться в состояниях физического или психического дискомфорта, которые возникают у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Данные нарушения вызывают у человека стремление действовать, для того, чтобы как можно быстрее устранить возникший дисбаланс.

По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, и состояние дискомфорта исчезает. Однако следует помнить, что человек может предвидеть возникновение той или иной потребности и как бы заранее создавать условия для ее удовлетворения1. Исходя из этого, можно выделить потребности потенциальные и реальные, т.е. актуализированные (см. рис. 5).

Актуализированная потребность вызывает определенное психологическое состояние – мотивацию. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность его побуждения и деятельности.

Рис. 5. Потребности и мотивы: структура и взаимосвязь.

В качестве мотивов могут выступать установки, интересы, желания, влечения, идеалы и т.п. психологические характеристики1.

Сущность влияния мотивов на любую деятельность (в том числе и профессиональную) состоит в том, что они «запускают» и «направляют» поведенческую активность людей. Без мотивов поведения профессиональная деятельность сотрудников не может осуществляться, т.к. лишается своей энергетической основы.

Активизация у сотрудников мотивов повышает результативность их оперативно-служебной деятельности, ведет к более успешному осуществлению своих обязанностей.

Возникновение стремления сотрудников к активности в профессиональной деятельности обусловливается двумя группами мотивационных факторов:

1) разнообразными личными потребностями;

2) воздействием совокупности позитивных мотивов на их поведение на службе.

Потребности, способные стимулировать трудовую деятельность сотрудников органов внутренних дел, весьма многочисленны. Это и потребности, оказывающие специфическое влияние на поведение конкретного человека1:

Следует назвать и потребности, выделенные К. Обуховским2 в отдельную группу: потребности в смысле жизни (в определении, понимании и реализации своего жизненного назначения, в выборе призвания, в установлении принципов, целей, средств жизнедеятельности).

При осуществлении воспитательного воздействия на личный состав органов внутренних дел необходимо учитывать, что потребности сотрудников могут отличаться: а) содержанием (чего не хватает сотруднику, в чем он испытывает нужду в данный момент или в будущем); б) силой (какова значимость для данного сотрудника конкретной потребности и насколько он стремится ее реализовать); в) величиной (какие физические и духовные усилия требуются для ее удовлетворения).

Если в системе управления удается создать такие условия профессиональной деятельности сотрудников, в которых наиболее полно удовлетворяются разнообразные по содержанию, силе и величине их потребности, то отдача от деятельности таких сотрудников заметно возрастает. В органах внутренних дел сегодня имеются весьма значительные возможности для повышения служебной активности сотрудников с помощью позитивных методов поведения. Последние существенно влияют на формы активности сотрудников. К ним, прежде всего, относятся ценности, профессиональные интересы, субъективные отношения личности, которые способны принимать положительное значение. В процессе проведения воспитательной работы руководителям, воспитателям, другим субъектам воспитательного воздействия необходимо принимать исчерпывающие меры по их активизации.

Не является секретом, что степень приверженности к таким ценностям, как профессионализм, авторитет на службе, личное благополучие и т.п. способна по-разному побуждать у сотрудников их профессиональные стремления.

Это же касается и субъективных отношений личности сотрудника. Так, в зависимости от того, как он относится к борьбе с преступностью, как ведет себя с гражданами, как относится к выполнению профессионального долга и т. п., формируются мотивы выполнения оперативно-служебных задач, непосредственных функциональных обязанностей.

На характер субъективных интересов личности сотрудника существенное влияние оказывают наличие или отсутствие его профессиональных интересов (повышение образовательного уровня, совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений, стремление карьерного роста и т. п.).

Повышение эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел на основе позитивных мотивов поведения происходит при помощи разнообразных средств мотивирования личного состава.