§ 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
Морально-психологический фактор оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел включает в себя тесно связанные и взаимообусловленные морально-политические, духовно-нравственные и психологические элементы.
Важную роль в системе морально-психологического обеспечения играют морально-политические, духовно-нравственные элементы, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого сотрудника, коллективов органов внутренних дел и являются непременным условием их сплоченности, готовности честно и добросовестно выполнить свой служебный долг в любых условиях обстановки. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как верность служебному долгу, преданность своему народу, Родине, готовность в любых условиях выполнить оперативно-служебные задачи. В особых условиях превалирующую роль играют такие моральные качества как мужество, героизм, готовность к самопожертвованию, товарищество, взаимовыручка и другие.
Особое место в структуре морального фактора оперативно-служебной деятельности занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представлений, впечатлений и переживаний, складывающихся у сотрудников в процессе их повседневной деятельности и оказывающих сильное воздействие на их моральный дух. Особенно велико воздействие этих элементов в условиях специальных операций, связанных с неимоверно сложными и опасными для жизни условиями, постоянным информационным воздействием преступников и, как следствие, с высоким морально-психологическим напряжением, которое испытывает личный состав органов внутренних дел.
При этом важно подчеркнуть, что, чем лучше сотрудники в психологическом отношении подготовлены к выполнению оперативно-служебных задач, тем меньшее психологическое напряжение они испытывают при их выполнении и тем быстрее их психика возвращается к нормальному состоянию.
Следовательно, чтобы сотрудник смело и решительно действовал в сложной оперативной обстановке, не терял самообладания и присутствия духа в любых ситуациях и опасных для жизни условиях, был способен выполнить задачу, его надо хорошо подготовить в морально- психологическом отношении, закалить духовно, сформировать, постоянно развивать и укреплять у него морально-психологические качества. А для этого необходимо систематическое и целенаправленное воздействие на все структурные компоненты морального фактора – морально-политические, духовно-нравственные и психологические.
Успешному решению данной задачи и призвана служить система морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в особых условиях. Она является важнейшим условием поддержания на должном уровне морального духа и психологической стойкости сотрудников в любых условиях обстановки.
Система МПО прежде всего ориентирована на формирование у сотрудников мировоззрения посредством оказания воздействия на их сознание, мораль, убеждения, нормы и принципы, определяющие и регулирующие их поведение при выполнении оперативно-служебных задач. Она призвана формировать и развивать у сотрудников основополагающие морально-политические, духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, любовь к своему Отечеству, постоянная готовность, рискуя жизнью, выполнить свой служебный долг, верность присяге и традициям российской милиции. Именно формирование этих и других моральных качеств составляет основу всей работы по воспитанию сознательных, убежденных в своей правоте и преданных своему народу сотрудников.
Наряду с выполнением воспитательных задач, морально-психологическое обеспечение призвано решать задачи формирования психики каждого сотрудника и психологии коллективов органов внутренних дел, то есть непосредственно заниматься всем комплексом проблем, связанных с организацией психологической подготовки личного состава и психологическим обеспечением оперативно-служебной деятельности. Ведущее место в этом процессе отводится формированию у сотрудников психологической устойчивости, готовности к преодолению трудностей оперативно-служебной деятельности, способности не терять самообладания в сложной, напряженной и опасной для жизни ситуации, противостоять страху и панике, проявлять мужество, отвагу и героизм, готовность к самопожертвованию.
Морально-психологическое обеспечение призвано также обеспечивать социально-правовой режим деятельности органов внутренних дел и социально-правовое положение сотрудников, предусмотренное Конституцией, законодательством Российской Федерации, готовить и воспитывать не только высокопрофессиональных сотрудников милиции, но и полноправных граждан нашего общества, сознательно, с оружием в руках защищающих правопорядок.
Важное место в деятельности руководящего состава по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности занимают проблемы, связанные с воспитанием общей культуры сотрудников, формированием в коллективах культурного и интеллектуального уровня взаимоотношений между сотрудниками, создания и поддержания высокого эмоционально-нравственного состояния личного состава, развития у него общекультурных норм и правил общения и поведения, организации содержательного досуга и отдыха, культурного обслуживания всех категорий личного состава.
В процессе МПО организуется и проводится комплекс мероприятий, направленных на предотвращение, нейтрализацию, ослабление, блокирование и устранение последствий информационно-психологического воздействия преступников на личный состав органов внутренних дел. Организация защиты личного состава от информационно-психологического воздействия преступников позволяет снизить социальные и психологические последствия негативного влияния на сознание и поведение сотрудников при выполнении оперативно-служебных задач в специальных операциях.
В морально-психологическом обеспечении много общего с другими видами обеспечения – оперативным, техническим, тыловым. Оно тесно и неразрывно с ними связано, ибо, как и они, в конечном итоге призвано обеспечить успешное выполнение оперативно-служебных задач в особых условиях.
Вместе с тем МПО отличается от оперативного, технического и тылового обеспечения, имеющих дело в основном с материальной сферой оперативно-служебной деятельности, в то время как морально-психологическое обеспечение призвано охватывать большую часть нематериальной, духовно-нравственной, психологической сферы жизни и деятельности личного состава органов внутренних дел.
Влияние морально-психологического обеспечения в определенных границах распространяется и на население нашей страны, с которым тесно и неразрывно связаны органы внутренних дел, в интересах которого они выполняют оперативно-служебные задачи, без материальной и духовной поддержки которого выполнение этих задач весьма затруднительно.
По существу с организационно-технологической стороны морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности становится главной питающей артерией всей духовной сферы оперативно-служебной деятельности, которой подвластны все уровни психики личного состава – сознательный (рациональный), эмоционально-чувственный, подсознательный (инстинктивный). Именно от эффективности морально-психологического обеспечения зависит в первую очередь надежное функционирование психики сотрудников в экстремальных условиях. Морально-психологическое обеспечение призвано постоянно оказывать влияние на все грани деятельности сотрудника, гарантировать реализацию всех его прав, создавать благоприятные условия для его служебной деятельности. По сути, в нематериальной сфере оперативно-служебной деятельности не остается уголка, который бы МПО не охватывало в той или иной степени.
Морально-психологическое обеспечение призвано формировать сотрудников как сознательных граждан России, защитников правопорядка, людей чести, высокой нравственности и ответственности. Морально-психологическое обеспечение преследует цель подготовить сознание, мораль и психику личного состава к устойчивому, надежному и адекватному функционированию в сложной оперативной обстановке с учетом целенаправленного информационного, психологического и других видов воздействия преступников.
Поэтому морально-психологическое обеспечение предполагает опору на психологию, психофизиологию, педагогику, социологию, правоведение, экономику и другие гуманитарные науки, их рекомендации для практической деятельности. Главными методами подготовки психики сотрудника к выполнению оперативно-служебных задач являются постановка человека в ситуацию, максимально приближенную к реальной, вырабатывающую психологическую устойчивость, способность не растеряться в сложной, опасной для жизни обстановке.
При чрезвычайных обстоятельствах главные задачи морально-психологического обеспечения – это достижение и сохранение у сотрудников необходимого для специальных операций морально-психологического состояния, создание и поддержание морально-психологического превосходства личного состава над преступниками. Руководящий состав прилагает максимум усилий, чтобы не допустить деморализации своих подчиненных, уберечь их от морально-психологического поражения. В этой связи большое значение приобретает информационно-психологическое противоборство.
Учитывая сложный и противоречивый характер духовно-нравственного потенциала сотрудников, проявлений духовного фактора в решении оперативно-служебных задач, многовекторное развитие самого морально-психологического обеспечения целесообразно для его изучения применить системный подход. С этой точки зрения представим морально-психологическое обеспечение как многоуровневую систему, включающую в себя ряд подсистем и взаимосвязанных элементов.
В самом общем виде понятие «система» включает упорядоченное определенным образом множество компонентов, взаимосвязанных между собой и внешней средой, образующих единую целенаправленную и управляемую совокупность.
Отсюда мы можем определить систему МПО как упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, явлений, процессов и действий, направленных на формирование, поддержание и восстановление морально-психологического состояния сотрудников в интересах успешного выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.
Структурно система морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в особых условиях включает следующие составные элементы:
субъекты, оказывающие воздействие на
объекты, в которых выделяется предмет МПО;
это воздействие осуществляется с определенной целью;
обусловленной функциями;
которые реализуются путем последовательного решения ряда задач;
посредством методов;
определяющих формы;
с применением сил и средств;
специфика задач определяет виды МПО;
вся эта деятельность позволяет получить определенный результат;
который при сравнении с поставленной целью позволяет повлиять на весь процесс через обратную связь во всей системе;
сама система базируется на теоретико-методологических, нормативно-правовых и организационных основах;
теоретико-методологические основы включают в себя закономерности и принципы МПО;
нормативно-правовые основы МПО состоят из комплекса норм права, регулирующих правоотношения в сфере МПО;
организационные основы включают строительство и комплектование структур (подразделений), осуществляющих МПО;
вся эта система функционирует под воздействием подсистемы управления морально-психологическим обеспечением.
Вся система МПО находится под влиянием различных факторов обстановки, во многом определяющими особенности и характер морально-психологического обеспечения.
Исходя из этого, целью морально-психологического обеспечения является формирование, поддержание и восстановление морально-психологического состояния личного состава, необходимого для эффективного выполнения оперативно-служебных задач в сложной резко меняющейся обстановке.
Основные усилия морально-психологического обеспечения специальных операций направляются:
на подготовку сознания и психики личного состава к выполнению оперативно-служебных задач в чрезвычайных условиях;
разъяснение сотрудникам важности и необходимости поддержания правопорядка, разоружения или ликвидации незаконных вооруженных формирований;
поддержание постоянной боевой настороженности и бдительности по недопущению возможных диверсионных действий со стороны незаконных вооруженных формирований;
поддержание благоприятной морально-психологической и информационной обстановки в районе выполнения задач;
работу с местным населением;
предотвращение информационно-психологического воздействия незаконных вооруженных формирований (преступников) на свои силы и население региона.
Основными задачами МПО специальных операций являются:
поддержание правопорядка, законности при выполнении оперативно-служебных задач, профилактика правонарушений среди личного состава;
сплочение коллективов органов внутренних дел, формирование в них атмосферы дружбы и товарищества, взаимовыручки и боевого братства;
доведение и разъяснение сотрудникам требований федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министра внутренних дел Российской Федерации, определяющих содержание и порядок проведения специальных операций;
мобилизация личного состава на выполнение поставленных оперативно-служебных задач;
информирование личного состава, принимающего участие в специальной операции о поставленных задачах, изменениях обстановки, примерах отличия в выполнении оперативно-служебных задач;
информационное сопровождение специальных операций, создание положительного образа сотрудников в обществе, упреждение и нейтрализация негативной информации о деятельности органов внутренних дел в электронных и печатных средствах массовой информации, сети Интернет;
поддержание психологической устойчивости и готовности к решительным действиям в различных условиях обстановки;
определение наиболее психотравмирующих факторов, снижение их негативного влияния на личный состав, оказание психологической помощи в ходе выполнения оперативно-служебных задач и проведение психологической реабилитации сотрудников, получивших психические травмы;
доведение личному составу информации о гарантиях правовой и социальной защиты, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации для участников специальных операций;
реализация мер социальной поддержки сотрудников – участников специальных операций;
организация культурно-досугового обслуживания личного состава, доставки личной корреспонденции, периодической печати;
получение, учет, хранение, сбережение и эксплуатация технических средств МПО;
оказание информационно-психологического воздействия на преступников, защита сотрудников от негативного информационно-психологического воздействия.
Таким образом, в создании благоприятных морально-психологических условий проведения специальных операций, формировании, поддержании и восстановлении морально-психологического состояния сотрудников, достижении морально-психологического превосходства над преступниками видится главная задача совершенствования системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
Системный подход к исследованию проблемы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел позволяет построить модель, максимально адекватным образом отражающую реальное состояние морально-психологического обеспечения, выявить его внутренние и внешние взаимосвязи, определить противоречия и тенденции его развития, вносить на этой основе соответствующие коррективы в процессы МПО, то есть в целом управлять морально-психологическим обеспечением.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника