Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
В общепедагогическом понимании воспитание представляет собой системную целенаправленную деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, административных, производственных, общественных организаций и отдельных лиц по содействию гражданам в их социальном (политическом, правовом, нравственном, культурном и т.д.) личностном росте в интересах их самих и общества1.
Одной из ведущих тенденций современного этапа развития воспитания является разноуровневый характер его исследования.
Во-первых, исследования проблемы воспитания осуществляются на собственно-педагогическом уровне: определение его сущности, субъектов и объектов, ценностей и целевых ориентаций, содержания, целей, направленности, принципов, форм, методов и средств, путей и направлений прогрессивного развития.
Выделяются четыре наиболее общих характеристики современного воспитания. Воспитание определяется как процесс, т.е. как динамичное явление, предполагающее определенные качественные и количественные изменения, происходящие в людях, с которыми взаимодействует воспитатель. Второй характеристикой является целенаправленность воздействий на воспитанников. Третья характеристика – гуманистическая направленность как признак, определяющий вектор воздействия на воспитанников. И, наконец, в качестве важнейшего признака воспитания определяется взаимодействие воспитателя и воспитанника, так как именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.
Во-вторых, воспитание исследуется на науковедческом уровне, который позволяет выделять разные качественные состояния, одновременно присутствующие в каждом воспитательном акте, в каждую единицу времени в конкретном пространстве.
В-третьих, предпринимаются попытки анализа феномена воспитания и на более высоком методологическом, философском уровне. Так, например, проблема воспитания анализируется на философско-антропологическом уровне; осуществляется социально-философское исследование воспитания; в историко-педагогическом ключе проводится философско-педагогический анализ формирования воспитательного идеала в российской педагогике XVIII – начала XX веков1 и т.д.
Второй тенденцией современного этапа развития воспитания является тенденция концептуализации воспитания. Она находит свое отражение в интеграции разноуровневых подходов к воспитательной практике на различных уровнях.
Обобщая имеющиеся концепции воспитания на основе феноменологического анализа, Е. В. Бондаревская сгруппировала их в четыре базовых группы:
концепции социального воспитания, основанные на идеях системно-социального проектирования;
общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания, основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования воспитательных систем;
личностно-ориентированные культурологические концепции, основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания;
личностно-ориентированные концепции самоорганизации воспитания, основанные на идеях синергетического подхода2.
Третьей тенденцией современного этапа развития воспитания является тенденция разнообразия методологических (общенаучных) подходов к воспитанию. Среди таких подходов в литературе, посвященной проблематике воспитания, наиболее распространены:
онтологический подход, рассматривающий проблемы воспитания с точки зрения логики бытия воспитателя и воспитанника в бытийном пространстве; при этом личность рассматривается как способ общественного бытия человека, имеющего заданную или найденную и самостоятельно избранную им позицию в жизни, которая и становится субъектной позицией воспитанника в системе его отношений к миру, труду, другим людям и самому себе в ситуации собственного развития;
гендерный подход в воспитании является достаточно новым (так как, по мнению некоторых специалистов, современная педагогика является «бесполой») и имеет существенное значение как на институциональном уровне (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, учреждения дополнительного образования), так и на индивидуально-личностном уровне1;
аксиологический подход в воспитании связан с развитием теоретического и практико-ориентированного поиска ценностей и ценностных ориентаций личности в динамично меняющемся обществе в условиях его дестабилизированного, неустойчивого развития2. Его сущность заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде. Педагогический аспект данного подхода заключается в том, чтобы объективные ценности мировой, отечественной и народной культур стали специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности, устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в субъективные ценностные ориентации. Данный подход реализуется посредством нормативно-педагогических регуляторов принципа культуросообразности воспитания с учетом этнопедагогических аспектов;
экзистенциальный подход к воспитанию, суть которого заключается в представлении процесса воспитания бинарным процессом, сочетающим в себе педагогическое влияние и его рефлексивное преломление в самовоспитании человека. Основной идеей, реализуемой в рамках данного подхода, является выделение в качестве идеальной цели формирования человека, умеющего прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализуя себя в соответствии с этим выбором3;
синергетический подход4 в воспитании связан, во-первых, с адаптацией в предметном поле воспитания человека теории синергетики как области научного знания о самоорганизации нелинейных динамических сред и порождении новых структур, а во-вторых, с признанием двойственного характера самого воспитания;
социальный подход в воспитании отражает единство и согласованность воспитательных потенциалов всех институтов социума вне зависимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия человека и социума (а не только социализации личности).
Четвертой тенденцией современного этапа развития воспитания является тенденция утверждения и доминирования личностно-ориентированного подхода.
Пятой тенденцией современного этапа развития воспитания является тенденция преобладания гуманистического содержания основных теорий и концепций воспитания. Основными идеями гуманизма, заложенными в предыдущие века, были и остаются идеи свободы, равенства, достоинства личности, максимальное развитие автономии личности и защита ее прав, формирование человека как творца самого себя и др.
Служба в органах внутренних дел для них является особым видом государственной службы и представляет собой выполнение на профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение общественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требование уважать закон, повышение правовой культуры и правосознания и др. – это выраженная воспитательная функция правоохранительной системы. Реализовать ее могут только должным образом воспитанные сотрудники. Как показывает опыт, именно невоспитанность, отсутствие необходимой нравственной, педагогической, политической и иной культуры зачастую не позволяют продуктивно решать насущные вопросы жизни общества и деятельности органов внутренних дел. Поэтому и построение педагогической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государством задач и оправдании социальных ожиданий общества.
Более того, создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников органов внутренних дел применительно к современным условиям приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением государственной кадровой политики1. Это объясняется, прежде всего, задачами, стоящими перед органами внутренних дел в условиях переломного периода, который испытывает сегодня Россия. В ст. 1 Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и чтобы оно на деле стало таким, воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозможно рассчитывать на благополучие в других сферах его функционирования.
Под воспитательной работой в органах внутренних дел понимается целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизации их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач.
Воспитательный процесс характеризуется рядом особенностей. Во-первых, это процесс целенаправленный. Воспитатель должен определить цель воспитательной работы (отдельную, комплексную, либо систему целей). При этом важно, чтобы цель воспитания превратилась в близкую и понятную воспитаннику. Целенаправленность воспитания заключается в реализации четырех групп целей: цели, исходящие из требований общества и государства к сотруднику; цели, исходящие из требований МВД России; цели, исходящие из требований коллектива органа внутренних дел; цели, исходящие из требований сотрудника к самому себе.
Воспитание – процесс многофакторный. Необходимо учитывать и использовать объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование и развитие личности сотрудника (см. рис. 2).
Соответствие субъективных факторов объективным условиям, в которых формируется личность сотрудника, помогает успешно решать задачи воспитания. Многофакторность, как особенность воспитательного процесса, заключается в том, что, во-первых, само воспитание является мощным фактором воздействия на личность, во-вторых, на воспитание сотрудника оказывают влияние другие факторы, учет которых важен при организации и проведении воспитательной работы.
Сложность процесса воспитания заключается в том, что его результаты не столь ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Кроме того, человек одновременно может подвергаться воздействию множества разнохарактерных факторов и накапливает при этом не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий нивелирования.
Воспитание – процесс комплексный, включающий в себя единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, последовательность и согласованность воспитательных воздействий, обеспечивающий не поочередность формирования личностных качеств сотрудника, а одновременность, комплексность.
Воспитательному процессу присуща неоднозначность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно различаться. Это обусловлено действиями названных выше факторов.
Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитуемому (прямая связь) и от воспитуемого к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитуемых. Чем большей информацией о своих подчиненных владеет руководитель, тем более объективно, целенаправленно будут осуществляться воспитательные воздействия.
Воспитание сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, уставов, приказов, директив и других нормативных правовых актов МВД России.
Приоритетными целями воспитательной работы являются:
формирование у сотрудников органов внутренних дел комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности;
достижение высокой степени мотивационной готовности личного состава к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки; формирование и поддержание здорового, устойчивого морально-психологического состояния личного состава;
подготовка сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина1.
Цели воспитательной работы достигаются и реализуются посредством решения следующих задач:
формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе государственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
мобилизация личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины;
обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с различными категориями личного состава, в первую очередь профессионального становления и формирования и формирования личности молодых сотрудников органов внутренних дел;
воспитание уважения к истории, культуре, языку, традициям народов Российской Федерации;
развитие у сотрудников системы нравственных убеждений, ценностных ориентаций, потребностей и мотивов профессиональной деятельности;
воспитание у сотрудников органов внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для осознанного выполнения служебного долга, в том числе и в экстремальных условиях;
формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;
использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;
привитие культуры профессионального поведения и общения с людьми;
формирование психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;
формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышение авторитета и престижа профессии сотрудника органов внутренних дел и др.
Субъектами воспитательной работы в органах внутренних дел выступают:
общество в целом, государственные институты и учреждения;
органы местного самоуправления;
организаторы воспитательной работы: начальники органов внутренних дел, их заместители по работе с личным составом;
воспитатели: непосредственные начальники, наставники, психологи, члены общественного актива органа (подразделения);
служебные коллективы органов и подразделений внутренних дел;
средства массовой информации;
различные общественные и религиозные объединения;
семьи и близкие родственники сотрудников.
Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его субъектов. Особенность субъекта воспитания состоит в его определяющей, ведущей и активной роли. Все категории воспитателей стремятся к достижению воспитательной цели. Но вместе с тем у каждой из этих категорий, в силу специфики функциональных обязанностей, содержания деятельности, возможности реализовать воспитательные цели имеют определенные различия. Так, в деятельности руководителей органов внутренних дел преобладают функции руководства и управления процессом воспитания, которые заключаются в определении и планировании его задач, основных организационных, административных и воспитательных мероприятий, подборе и расстановке кадров, контроле за исполнением служебных обязанностей личного состава и т.д. Следовательно, возможности этой категории воспитателей по совершенствованию процесса воспитания следует искать в сфере выявления новых путей решения воспитательных задач при управлении и руководстве этим процессом.
Процесс воспитания по своему назначению многофункционален. Прежде всего, в его ходе реализуется формирующе-развивающая функция, суть которой состоит в формировании у сотрудников новых и развитии имеющихся личностно-профессиональных качеств. Это стержневая, базовая функция процесса воспитания. Степень ее реализации определяет качество и эффективность воспитательной работы в целом.
В процессе воспитания осуществляется также функция мобилизации, которая заключается в обеспечении поведения сотрудника, необходимого для решения текущих задач в оперативно-служебной деятельности в зависимости от складывающейся конкретной ситуации. Характер решаемых ситуативных задач определяет особую значимость тех воспитательных средств и методов, которые воздействуют на эмоциональную сферу сотрудника.
Субъекты воспитательной работы реализуют профилактическую функцию, предостерегая сотрудника от ошибок, неверных действий, удерживая его от аморальных проступков. Реализация данной функции осуществляется главным образом путем разъяснения требований руководящих документов, норм и правил поведения в профессиональной деятельности. Одновременно воспитательная работа побуждает сотрудников к самовоспитанию как самостоятельной функции, подкрепляет их мотивы и усилия, направленные на формирование своей личности. Несмотря на своеобразие каждой функции, все они проявляются в единстве.
Объектами воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем, если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.
Одним из структурных компонентов процесса воспитания выступает его содержание, т.е. система знаний, убеждений, навыков, качеств и устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть сотрудники. Содержание также определяется целями и задачами воспитательной работы.
Оценка результативности воспитательной работы осуществляется:
по уровню общественного престижа органов внутренних дел;
уровню общей и профессиональной воспитанности сотрудников;
результатам оперативно-служебной деятельности;
состоянию дисциплины и законности, оценке жалоб юридических и физических лиц на деятельность органов внутренних дел и сотрудников;
морально-психологическому состоянию личного состава;
состоянию организации социальной работы и государственно-правовой защиты личного состава;
эффективности деятельности общественных формирований в коллективах.
Важным слагаемым успешности деятельности руководителя органов внутренних дел является знание принципов воспитания и умение реализовать их требования на практике. Это дает руководителю возможность сознательно и творчески решать воспитательные задачи с учетом конкретных условий, выбирать и использовать наиболее эффективные средства и методы воздействия. Знание принципов позволяет также прогнозировать результаты педагогических воздействий, управлять процессом воспитания.
Принципы воспитания – это научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания. В принципах отражаются передовые общественно-педагогические идеи, нормы, цели и ценности профессионального воспитания. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Поэтому они требуют комплексности при их использовании в воспитательном процессе.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют целостную систему. К ним относятся:
С | – связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника; |
О | – опора на положительное в личности и коллективе; |
Ц | – целеустремленность воспитания; |
В | – воспитание в коллективе и через коллектив; |
Е | – единство воспитания и самовоспитания; |
Т | – требовательность к личности и уважение ее личного достоинства; |
И | – индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; |
Е | – единство и согласованность воспитательных воздействий. |
Воспитание в процессе жизни и деятельности сотрудника является одним из главных принципов. Этот принцип требует такой организации служебной деятельности, которая бы в максимальной степени способствовала развитию сотрудников, формировала бы у них высокие нравственные, профессиональные, психологические и физические качества.
Все виды деятельности (профессиональная, учебно-познавательная, общественная и др.) располагают большими возможностями в воспитании сотрудников. Однако они оказывают воспитывающее воздействие только при определенных условиях. Каждому сотруднику необходимо понимать общественную, профессиональную ценность и полезность своей деятельности, осознавать ее смысл. Поэтому особую значимость приобретает диалектическое единство воспитания гражданственности и профессионализма. Кроме того, к условиям эффективного воздействия служебной деятельности необходимо отнести и такие, как определение ее целей и задач, установление объема, порядка и сроков выполнения оперативно-служебных задач; сочетание материального стимулирования с организацией разумного досуга.
Опора на положительное в личности и коллективе. Основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества вполне могут уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными. Тотально «отрицательных» людей (как, впрочем, и стопроцентно «положительных») практически не бывает. Добиваться того, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – одна из основных задач воспитания. Опора на положительное определяет принципиальный подход к личности, основные направления воспитательных воздействий. Этот принцип позволяет не только видеть недостатки, говорить о них, но и опираться на положительное, здоровое как в личности, так и в коллективе, т.е. на то, что может послужить основой формирования и развития личности, коллектива с целью изжить недостатки, развить у сотрудников веру в себя, в свои силы и возможности, повысить их активность и самостоятельность.
Основными требованиями данного принципа являются:
использование лучших качеств сотрудников в их воспитании;
активное применение не административных мер, а убеждения, примера, то есть методов, опирающихся на положительную мотивацию деятельности сотрудника и пробуждающих его подлинную активность;
показ перспектив роста сотрудников, создание условий для проявления положительных качеств личности и свойств коллектива;
соблюдение педагогического такта в критике недостатков и др.
Принцип целеустремленности воспитания обусловливает направленность всей воспитательной работы, ее подчинение общим целям и специфическим задачам воспитания сотрудников. Основными требованиями этого принципа являются: творческий подход в постановке и решении задач воспитательной работы в целом и каждого воспитательного мероприятия (воздействия) в отдельности, недопустимость стихийности в отборе и использовании путей и средств решения задач воспитания.
Реализуя данный принцип, важно добиваться тесной связи содержания воспитания с жизнью, с конкретными оперативно-служебными задачами коллектива, решаемыми сотрудниками; плановости и четкой организации воспитательной работы, ее конкретности и оперативности; проявления выдержки, настойчивости и такта в достижении поставленной цели; непримиримости к негативным явлениям.
Воспитание сотрудников в коллективе и через коллектив. Воспитывающая сила коллектива состоит в том, что он связывает всех сотрудников совместной деятельностью по выполнению общих целей и задач, раскрывает каждому из них общественную значимость и полезность профессиональной деятельности. В коллективе создается возможность реализации своих личных планов, удовлетворения индивидуальных потребностей. Воспитывающая сила коллектива проявляется и в самом процессе коллективного труда. Воспитательные возможности коллектива заключаются в формировании общественного мнения, выражающего требования, предъявляемые к каждому сотруднику, регламентирующего его поведение.
Большое значение в решении воспитательных задач имеет коллективное настроение. Являясь свидетелем одних и тех же событий в жизни подразделения, сотрудники в коллективе переживают их гораздо глубже и ярче, чем в одиночку. Чувства их как бы синтезируются, определяя соответствующий коллективный настрой, обостряющий эмоциональные переживания каждого. Большой силой воздействия обладают традиции. Устойчивые коллективы всегда характеризуются сложившимся традиционным стилем и порядком работы, что объединяет людей, сплачивает их. Основными путями использования воспитывающих факторов коллектива являются:
организация жизни и деятельности коллектива в соответствии с предъявляемыми требованиями; систематическая деятельность руководителей по формированию и сплочению коллектива сотрудников;
создание актива среди сотрудников и руководство им; поддержка всего нового, перспективного и закрепление его в виде традиций;
всемерное расширение и одобрение инициативы, творчества и самостоятельности сотрудников в решении задач, касающихся жизни коллектива;
коллективное обсуждение и решение вопросов поддержания высоконравственных взаимоотношений;
использование силы общественного мнения в целях предупреждения негативных явлений в среде сотрудников;
повышение ответственности каждого сотрудника за положение дел в коллективе.
Эффективность процесса воспитания зависит от соблюдения принципа единства воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни и деятельности сотрудников, их интересов, потребностей, отношений. Оно сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы сотрудник научился правильно оценивать себя, мог заметить свои негативные качества, мешающие решать профессиональные задачи.
Сочетание требовательности руководителя к сотрудникам с уважением их личного достоинства, заботой о них – это не просто предъявление высоких требований к личности, а необходимое условие того, чтобы требовательность не переродилась в бюрократическое администрирование, не потеряла воспитательного характера. Требовательность к сотрудникам по-настоящему эффективна лишь тогда, когда она справедлива и целесообразна, исходит из интересов дела, помогает решению задач, сочетается с уважением личного достоинства воспитуемых, с доверием к ним, полностью исключает элементы грубости, унижения личного достоинства. Даже единичные случаи нарушения этих условий неизбежно приводят к ущербу в воспитательной работе, способствуют созданию нездоровой морально-психологической обстановки. Доверие, уважение и высокая ответственность за порученное дело – сильные средства воспитания человека. Требовательность как педагогический метод предполагает заботу о сотрудниках, создание материальных условий для реализации разумных потребностей. Если воспитатель предъявляет требования, то он должен знать, что условия для их выполнения имеются. Требовательность оказывает воспитательное воздействие только тогда, когда соблюдается педагогический такт, когда сотрудник чувствует, что требования руководителя лишены субъективизма, предвзятости, исходят из интересов дела. В то же время необходимо помнить, что предъявляемые к сотруднику требования должны носить принципиальный характер, свидетельствовать о непримиримости к недостаткам в деятельности и его личном поведении. Воспитывающее влияние требовательности обеспечивается также ее обязательностью для всех. Недопустимы колебания в настроении воспитателя, проявления симпатий и антипатий к сотрудникам. Кроме того, сотрудники должны видеть, что требовательность руководителя к ним постоянно сочетается с его жесткой требовательностью к своему поведению.
Воспитание предполагает возможно более полный учет особенностей сотрудников. Это требование закреплено в принципе индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании.
Индивидуальный подход в воспитании означает изучение и учет всех качеств и свойств личности, анализ внешних и внутренних ее проявлений (действий, целей, настроений, интересов и т.д.), учет положительных сторон личности и недостатков. Основой индивидуального подхода является глубокое и всестороннее изучение человека.
Единство воспитательной работы достигается общим целеустремленным подходом всех категорий воспитателей к решению воспитательных задач, осуществлением воспитательного влияния с позиций единых взглядов на цели и задачи воспитания, едиными принципами и методами педагогического воздействия, едиными требованиями и критериями оценки положения дел в коллективе. При этом, всегда должно находиться место для творческого подхода в применении педагогических средств и способов воздействия. Как показывает практика, усилия воспитателей не будут эффективны, если не обеспечить координацию проводимых воспитательных воздействий. Их необходимо согласовать как по содержанию, так по месту и времени, с учетом особенностей различных категорий специалистов.
Процесс воспитания осуществляется во всех видах деятельности сотрудников, поэтому предполагает применение разнообразных методов, средств и форм воздействия. А они эффективны тогда, когда составляют комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических мер.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника