logo search
Кикоть ОВД 400с

Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания

В общепедагогическом понимании воспитание представляет собой системную целенаправленную деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, административных, производственных, общественных организаций и отдельных лиц по содействию гражданам в их социальном (политическом, правовом, нравственном, культурном и т.д.) личностном росте в интересах их самих и общества1.

Одной из ведущих тенденций современного этапа развития воспитания является разноуровневый характер его исследования.

Во-первых, исследования проблемы воспитания осуществляются на собственно-педагогическом уровне: определение его сущности, субъектов и объектов, ценностей и целевых ориентаций, содержания, целей, направленности, принципов, форм, методов и средств, путей и направлений прогрессивного развития.

Выделяются четыре наиболее общих характеристики современного воспитания. Воспитание определяется как процесс, т.е. как динамичное явление, предполагающее определенные качественные и количественные изменения, происходящие в людях, с которыми взаимодействует воспитатель. Второй характеристикой является целенаправленность воздействий на воспитанников. Третья характеристика – гуманистическая направленность как признак, определяющий вектор воздействия на воспитанников. И, наконец, в качестве важнейшего признака воспитания определяется взаимодействие воспитателя и воспитанника, так как именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.

Во-вторых, воспитание исследуется на науковедческом уровне, который позволяет выделять разные качественные состояния, одновременно присутствующие в каждом воспитательном акте, в каждую единицу времени в конкретном пространстве.

В-третьих, предпринимаются попытки анализа феномена воспитания и на более высоком методологическом, философском уровне. Так, например, проблема воспитания анализируется на философско-антропологическом уровне; осуществляется социально-философское исследование воспитания; в историко-педагогическом ключе проводится философско-педагогический анализ формирования воспитательного идеала в российской педагогике XVIII – начала XX веков1 и т.д.

Второй тенденцией современного этапа развития воспитания является тенденция концептуализации воспитания. Она находит свое отражение в интеграции разноуровневых подходов к воспитательной практике на различных уровнях.

Обобщая имеющиеся концепции воспитания на основе феноменологического анализа, Е. В. Бондаревская сгруппировала их в четыре базовых группы:

Третьей тенденцией современного этапа развития воспитания является тенденция разнообразия методологических (общенаучных) подходов к воспитанию. Среди таких подходов в литературе, посвященной проблематике воспитания, наиболее распространены:

Четвертой тенденцией современного этапа развития воспитания является тенденция утверждения и доминирования личностно-ориентированного подхода.

Пятой тенденцией современного этапа развития воспитания является тенденция преобладания гуманистического содержания основных теорий и концепций воспитания. Основными идеями гуманизма, заложенными в предыдущие века, были и остаются идеи свободы, равенства, достоинства личности, максимальное развитие автономии личности и защита ее прав, формирование человека как творца самого себя и др.

Служба в органах внутренних дел для них является особым видом государственной службы и представляет собой выполнение на профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение общественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требование уважать закон, повышение правовой культуры и правосознания и др. – это выраженная воспитательная функция правоохранительной системы. Реализовать ее могут только должным образом воспитанные сотрудники. Как показывает опыт, именно невоспитанность, отсутствие необходимой нравственной, педагогической, политической и иной культуры зачастую не позволяют продуктивно решать насущные вопросы жизни общества и деятельности органов внутренних дел. Поэтому и построение педагогической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государством задач и оправдании социальных ожиданий общества.

Более того, создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников органов внутренних дел применительно к современным условиям приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением государственной кадровой политики1. Это объясняется, прежде всего, задачами, стоящими перед органами внутренних дел в условиях переломного периода, который испытывает сегодня Россия. В ст. 1 Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и чтобы оно на деле стало таким, воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозможно рассчитывать на благополучие в других сферах его функционирования.

Под воспитательной работой в органах внутренних дел понимается целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизации их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

Воспитательный процесс характеризуется рядом особенностей. Во-первых, это процесс целенаправленный. Воспитатель должен определить цель воспитательной работы (отдельную, комплексную, либо систему целей). При этом важно, чтобы цель воспитания превратилась в близкую и понятную воспитаннику. Целенаправленность воспитания заключается в реализации четырех групп целей: цели, исходящие из требований общества и государства к сотруднику; цели, исходящие из требований МВД России; цели, исходящие из требований коллектива органа внутренних дел; цели, исходящие из требований сотрудника к самому себе.

Воспитание – процесс многофакторный. Необходимо учитывать и использовать объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование и развитие личности сотрудника (см. рис. 2).

Соответствие субъективных факторов объективным условиям, в которых формируется личность сотрудника, помогает успешно решать задачи воспитания. Многофакторность, как особенность воспитательного процесса, заключается в том, что, во-первых, само воспитание является мощным фактором воздействия на личность, во-вторых, на воспитание сотрудника оказывают влияние другие факторы, учет которых важен при организации и проведении воспитательной работы.

Сложность процесса воспитания заключается в том, что его результаты не столь ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Кроме того, человек одновременно может подвергаться воздействию множества разнохарактерных факторов и накапливает при этом не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий нивелирования.

Воспитание – процесс комплексный, включающий в себя единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, последовательность и согласованность воспитательных воздействий, обеспечивающий не поочередность формирования личностных качеств сотрудника, а одновременность, комплексность.

Воспитательному процессу присуща неоднозначность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно различаться. Это обусловлено действиями названных выше факторов.

Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитуемому (прямая связь) и от воспитуемого к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитуемых. Чем большей информацией о своих подчиненных владеет руководитель, тем более объективно, целенаправленно будут осуществляться воспитательные воздействия.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, уставов, приказов, директив и других нормативных правовых актов МВД России.

Приоритетными целями воспитательной работы являются:

Цели воспитательной работы достигаются и реализуются посредством решения следующих задач:

Субъектами воспитательной работы в органах внутренних дел выступают:

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его субъектов. Особенность субъекта воспитания состоит в его определяющей, ведущей и активной роли. Все категории воспитателей стремятся к достижению воспитательной цели. Но вместе с тем у каждой из этих категорий, в силу специфики функциональных обязанностей, содержания деятельности, возможности реализовать воспитательные цели имеют определенные различия. Так, в деятельности руководителей органов внутренних дел преобладают функции руководства и управления процессом воспитания, которые заключаются в определении и планировании его задач, основных организационных, административных и воспитательных мероприятий, подборе и расстановке кадров, контроле за исполнением служебных обязанностей личного состава и т.д. Следовательно, возможности этой категории воспитателей по совершенствованию процесса воспитания следует искать в сфере выявления новых путей решения воспитательных задач при управлении и руководстве этим процессом.

Процесс воспитания по своему назначению многофункционален. Прежде всего, в его ходе реализуется формирующе-развивающая функция, суть которой состоит в формировании у сотрудников новых и развитии имеющихся личностно-профессиональных качеств. Это стержневая, базовая функция процесса воспитания. Степень ее реализации определяет качество и эффективность воспитательной работы в целом.

В процессе воспитания осуществляется также функция мобилизации, которая заключается в обеспечении поведения сотрудника, необходимого для решения текущих задач в оперативно-служебной деятельности в зависимости от складывающейся конкретной ситуации. Характер решаемых ситуативных задач определяет особую значимость тех воспитательных средств и методов, которые воздействуют на эмоциональную сферу сотрудника.

Субъекты воспитательной работы реализуют профилактическую функцию, предостерегая сотрудника от ошибок, неверных действий, удерживая его от аморальных проступков. Реализация данной функции осуществляется главным образом путем разъяснения требований руководящих документов, норм и правил поведения в профессиональной деятельности. Одновременно воспитательная работа побуждает сотрудников к самовоспитанию как самостоятельной функции, подкрепляет их мотивы и усилия, направленные на формирование своей личности. Несмотря на своеобразие каждой функции, все они проявляются в единстве.

Объектами воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем, если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.

Одним из структурных компонентов процесса воспитания выступает его содержание, т.е. система знаний, убеждений, навыков, качеств и устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть сотрудники. Содержание также определяется целями и задачами воспитательной работы.

Оценка результативности воспитательной работы осуществляется:

Важным слагаемым успешности деятельности руководителя органов внутренних дел является знание принципов воспитания и умение реализовать их требования на практике. Это дает руководителю возможность сознательно и творчески решать воспитательные задачи с учетом конкретных условий, выбирать и использовать наиболее эффективные средства и методы воздействия. Знание принципов позволяет также прогнозировать результаты педагогических воздействий, управлять процессом воспитания.

Принципы воспитания – это научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания. В принципах отражаются передовые общественно-педагогические идеи, нормы, цели и ценности профессионального воспитания. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Поэтому они требуют комплексности при их использовании в воспитательном процессе.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют целостную систему. К ним относятся:

С

– связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника;

О

– опора на положительное в личности и коллективе;

Ц

– целеустремленность воспитания;

В

– воспитание в коллективе и через коллектив;

Е

– единство воспитания и самовоспитания;

Т

– требовательность к личности и уважение ее личного достоинства;

И

– индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

Е

– единство и согласованность воспитательных воздействий.

Воспитание в процессе жизни и деятельности сотрудника является одним из главных принципов. Этот принцип требует такой организации служебной деятельности, которая бы в максимальной степени способствовала развитию сотрудников, формировала бы у них высокие нравственные, профессиональные, психологические и физические качества.

Все виды деятельности (профессиональная, учебно-познавательная, общественная и др.) располагают большими возможностями в воспитании сотрудников. Однако они оказывают воспитывающее воздействие только при определенных условиях. Каждому сотруднику необходимо понимать общественную, профессиональную ценность и полезность своей деятельности, осознавать ее смысл. Поэтому особую значимость приобретает диалектическое единство воспитания гражданственности и профессионализма. Кроме того, к условиям эффективного воздействия служебной деятельности необходимо отнести и такие, как определение ее целей и задач, установление объема, порядка и сроков выполнения оперативно-служебных задач; сочетание материального стимулирования с организацией разумного досуга.

Опора на положительное в личности и коллективе. Основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества вполне могут уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными. Тотально «отрицательных» людей (как, впрочем, и стопроцентно «положительных») практически не бывает. Добиваться того, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – одна из основных задач воспитания. Опора на положительное определяет принципиальный подход к личности, основные направления воспитательных воздействий. Этот принцип позволяет не только видеть недостатки, говорить о них, но и опираться на положительное, здоровое как в личности, так и в коллективе, т.е. на то, что может послужить основой формирования и развития личности, коллектива с целью изжить недостатки, развить у сотрудников веру в себя, в свои силы и возможности, повысить их активность и самостоятельность.

Основными требованиями данного принципа являются:

Принцип целеустремленности воспитания обусловливает направленность всей воспитательной работы, ее подчинение общим целям и специфическим задачам воспитания сотрудников. Основными требованиями этого принципа являются: творческий подход в постановке и решении задач воспитательной работы в целом и каждого воспитательного мероприятия (воздействия) в отдельности, недопустимость стихийности в отборе и использовании путей и средств решения задач воспитания.

Реализуя данный принцип, важно добиваться тесной связи содержания воспитания с жизнью, с конкретными оперативно-служебными задачами коллектива, решаемыми сотрудниками; плановости и четкой организации воспитательной работы, ее конкретности и оперативности; проявления выдержки, настойчивости и такта в достижении поставленной цели; непримиримости к негативным явлениям.

Воспитание сотрудников в коллективе и через коллектив. Воспитывающая сила коллектива состоит в том, что он связывает всех сотрудников совместной деятельностью по выполнению общих целей и задач, раскрывает каждому из них общественную значимость и полезность профессиональной деятельности. В коллективе создается возможность реализации своих личных планов, удовлетворения индивидуальных потребностей. Воспитывающая сила коллектива проявляется и в самом процессе коллективного труда. Воспитательные возможности коллектива заключаются в формировании общественного мнения, выражающего требования, предъявляемые к каждому сотруднику, регламентирующего его поведение.

Большое значение в решении воспитательных задач имеет коллективное настроение. Являясь свидетелем одних и тех же событий в жизни подразделения, сотрудники в коллективе переживают их гораздо глубже и ярче, чем в одиночку. Чувства их как бы синтезируются, определяя соответствующий коллективный настрой, обостряющий эмоциональные переживания каждого. Большой силой воздействия обладают традиции. Устойчивые коллективы всегда характеризуются сложившимся традиционным стилем и порядком работы, что объединяет людей, сплачивает их. Основными путями использования воспитывающих факторов коллектива являются:

Эффективность процесса воспитания зависит от соблюдения принципа единства воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни и деятельности сотрудников, их интересов, потребностей, отношений. Оно сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы сотрудник научился правильно оценивать себя, мог заметить свои негативные качества, мешающие решать профессиональные задачи.

Сочетание требовательности руководителя к сотрудникам с уважением их личного достоинства, заботой о них – это не просто предъявление высоких требований к личности, а необходимое условие того, чтобы требовательность не переродилась в бюрократическое администрирование, не потеряла воспитательного характера. Требовательность к сотрудникам по-настоящему эффективна лишь тогда, когда она справедлива и целесообразна, исходит из интересов дела, помогает решению задач, сочетается с уважением личного достоинства воспитуемых, с доверием к ним, полностью исключает элементы грубости, унижения личного достоинства. Даже единичные случаи нарушения этих условий неизбежно приводят к ущербу в воспитательной работе, способствуют созданию нездоровой морально-психологической обстановки. Доверие, уважение и высокая ответственность за порученное дело – сильные средства воспитания человека. Требовательность как педагогический метод предполагает заботу о сотрудниках, создание материальных условий для реализации разумных потребностей. Если воспитатель предъявляет требования, то он должен знать, что условия для их выполнения имеются. Требовательность оказывает воспитательное воздействие только тогда, когда соблюдается педагогический такт, когда сотрудник чувствует, что требования руководителя лишены субъективизма, предвзятости, исходят из интересов дела. В то же время необходимо помнить, что предъявляемые к сотруднику требования должны носить принципиальный характер, свидетельствовать о непримиримости к недостаткам в деятельности и его личном поведении. Воспитывающее влияние требовательности обеспечивается также ее обязательностью для всех. Недопустимы колебания в настроении воспитателя, проявления симпатий и антипатий к сотрудникам. Кроме того, сотрудники должны видеть, что требовательность руководителя к ним постоянно сочетается с его жесткой требовательностью к своему поведению.

Воспитание предполагает возможно более полный учет особенностей сотрудников. Это требование закреплено в принципе индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании.

Индивидуальный подход в воспитании означает изучение и учет всех качеств и свойств личности, анализ внешних и внутренних ее проявлений (действий, целей, настроений, интересов и т.д.), учет положительных сторон личности и недостатков. Основой индивидуального подхода является глубокое и всестороннее изучение человека.

Единство воспитательной работы достигается общим целеустремленным подходом всех категорий воспитателей к решению воспитательных задач, осуществлением воспитательного влияния с позиций единых взглядов на цели и задачи воспитания, едиными принципами и методами педагогического воздействия, едиными требованиями и критериями оценки положения дел в коллективе. При этом, всегда должно находиться место для творческого подхода в применении педагогических средств и способов воздействия. Как показывает практика, усилия воспитателей не будут эффективны, если не обеспечить координацию проводимых воспитательных воздействий. Их необходимо согласовать как по содержанию, так по месту и времени, с учетом особенностей различных категорий специалистов.

Процесс воспитания осуществляется во всех видах деятельности сотрудников, поэтому предполагает применение разнообразных методов, средств и форм воздействия. А они эффективны тогда, когда составляют комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических мер.