logo search
лекции по социальной психологии (Шп

67. Специфика социально-психологической проблематики личности

Рассмотрим круг возможностей, который раскры­вается перед социальной психологией в этой сфере..

В работах В.Д. Парыгмна наиболее полно разработан этот вопрос. Здесь специально обсуждается именно спе­цифика социально-психологического исследования лич­ности, в предлагаемой модели личности, которая долж­на занять место в системе социальной психологии, предлагается соединение двух подходов: социологи­ческого и общепсихологического. Несмотря на то что сама эта идея не вызывает возражений, описание каждо­го из синтезируемых подходов представляется спорным. Так, социологический подход характеризуется тем, что в нем личность рассматривается преимущественно как объект социальных отношений, а общепсихологический -тем, что здесь акцент сделан лишь «на всеобщих ме­ханизмах психологической деятельности индивида». Задача же социальной психологии - «раскрыть всю струк­турную сложность личности, которая является одно­временно как объектом, так и субъектом общественных отношений». Л.С. Выготский заложил традицию культур­но-исторической обусловленности человеческой психи­ки. Идея его направлена прямо против этого утвержде­ния: не только личность, но и отдельные психические процессы рассматриваются как детерминированные об­щественными факторами. Личность, как она представле­на в этой системе взглядов, не может быть понята вне ее социальных характеристик, поэтому общепсихологиче­ская установка проблемы личности в общей психологии никак не может отличаться от социально-психологиче­ского подхода по такому основанию.

Е.В. Шорокова исходя из предложенного ею пони­мания сущности социологического подхода к лично­сти отмечает,'что в основе социально-психологиче­ского понимания личности лежит «характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств: ее структура, совокупность ролевых функций личности, их влияние на общественную жизнь». Отличие от социологического подхода не схватывается здесь достаточно четко, и, очевидно, поэтому характерис­тика социально-психологического подхода дополня­ется перечнем задач исследования личности, таких как: 1) социальная детерминация психического скла­да личности; 2) социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических услови­ях; 3) классовые, национальные, профессиональные особенности личности; 4) закономерности формиро­вания и проявления общественной активности лич­ности; 5) пути и средства повышения этой активно­сти; 6) проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления; 7) самовоспитание личности, закономерности становления психическо­го склада личности.

Каждая из этих задач сама по себе представляется очень важной, но уловить определенный принцип в предложенном перечне не удается.

При определении специфики социально-психоло­гического подхода к исследованию личности надо исходить из понимания самого предмета социальной психологии и из какого-нибудь одного принимаемого в общей психологии понимания личности. Опираясь на указанное выше определение предмета социаль­ной психологии, а также на понимание личности, пред­ложенное А.Н. Леонтьевым, можно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Социальная психоло­гия пользуется определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальное влияние (че­рез какую из систем ее деятельности), а с другой -каким образом, в каких конкретных группах она реали­зует свою социальную сущность (через какие конкрет­ные виды совместной деятельности).