logo search
лекции по социальной психологии (Шп

68. Содержание процесса социализации

Поскольку личностью не рождаются, а становятся, ясно, что этот процесс начинается с первых минут жизни человека. В социальной психологии существу­ют три сферы, в которых осуществляется прежде все­го становление личности: деятельность, общение, самосознание. Как правило, общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.

С деятельностью личность имеет дело на протя­жении всего процесса социализации в связи с рас­ширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Одновремен­но происходят еще два важных процесса.

  1. Происходит ориентировка в системе связей, при­сутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

  2. Происходит сосредоточение внимания на глав­ном и соподчинение ему всех остальных деятельно­стей. Мы имеем процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение рассматривается в контексте социали­зации также со стороны его расширения и углубле­ния. Это расширение сферы общения само собой разумеется, ведь общение неразрывно связано с дея­тельностью.

Здесь выделяются следующие задачи:

  1. выявить, при каких обстоятельствах осуществля­ется умножение связей общения;

  2. выяснить, что получает личность от этого процесса. Исследования этого плана опять-таки являются

междисциплинарными. Они значимы как для возраст­ной, так и для социальной психологии.

Более детально исследованы некоторые этапы он­тогенеза: дошкольный и подростковый возраст разви-у тия самосознания личности являются третьей сферой.

социализации,которая означает становление в чело­веке образа «я». В лонгитюдных исследованиях уста­новлено, что образ «я» складывается у человека не сразу, а на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Само опреде­ление «я-обрвза» зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Все упирается а то, что будет названо в качестве «составляющих» «я-образа». Существует несколько подходов к структуре «я». Один из них принадлежит B.C. Мерлину, который выделяет в структуре самосознания четыре компонента: 1) сознание тождественности - отличие себя от ос­тального мира; 2(сознание «я» как активного начала, субъекта дея­тельности; 3) осознание своих психических свойств; 4)соцйально-нравственная самооценка, которая формируется на основе накопленного опыта обще­ния и деятельности.

Существуют и другие подходы к определению струк­туры самосознания человека. Говоря о структурных элементах, нужно сказать, что к ним обычно относят представление о своих качествах и сущности, эмо­циональное оценивание себя, наконец, самоуваже­ние. Развитие самосознания в ходе социализации -это процесс контролируемый, определяемый посто­янным приобретением личностного социального опыта в условиях расширения диапазона деятель­ности и общения.

Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Только в целом они создают для индивида «расширяю­щуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вно­сит в нее свой опыт, свой творческий подход, поэто­му нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.