68. Содержание процесса социализации
Поскольку личностью не рождаются, а становятся, ясно, что этот процесс начинается с первых минут жизни человека. В социальной психологии существуют три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание. Как правило, общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.
С деятельностью личность имеет дело на протяжении всего процесса социализации в связи с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Одновременно происходят еще два важных процесса.
Происходит ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.
Происходит сосредоточение внимания на главном и соподчинение ему всех остальных деятельностей. Мы имеем процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.
Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Это расширение сферы общения само собой разумеется, ведь общение неразрывно связано с деятельностью.
Здесь выделяются следующие задачи:
выявить, при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения;
выяснить, что получает личность от этого процесса. Исследования этого плана опять-таки являются
междисциплинарными. Они значимы как для возрастной, так и для социальной психологии.
Более детально исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст разви-у тия самосознания личности являются третьей сферой.
социализации,которая означает становление в человеке образа «я». В лонгитюдных исследованиях установлено, что образ «я» складывается у человека не сразу, а на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Само определение «я-обрвза» зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Все упирается а то, что будет названо в качестве «составляющих» «я-образа». Существует несколько подходов к структуре «я». Один из них принадлежит B.C. Мерлину, который выделяет в структуре самосознания четыре компонента: 1) сознание тождественности - отличие себя от остального мира; 2(сознание «я» как активного начала, субъекта деятельности; 3) осознание своих психических свойств; 4)соцйально-нравственная самооценка, которая формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Существуют и другие подходы к определению структуры самосознания человека. Говоря о структурных элементах, нужно сказать, что к ним обычно относят представление о своих качествах и сущности, эмоциональное оценивание себя, наконец, самоуважение. Развитие самосознания в ходе социализации -это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением личностного социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.
Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Только в целом они создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход, поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса