logo search
лекции по социальной психологии (Шп

6. Этапы развития социально-психологического знания

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа.

1. Описательный этап (VI в. до н.э. - середина XIX в.) - зарождение и первые шаги социально-пси­хологического знания встречаются уже в трудах фи­лософов Античности.

Социоцентризм Платона - социум стоит над ин­дивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуаль­ные особенности человека и его социальное поведе­ние и положение у Платона связаны с тремя частями тела: головой (умом) - развит у философов, сердцем (мужеством) - у воинов и животом (телесными вож­делениями) - у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

Эгоцентризм Аристотеля - человек рассмат­ривался как «социальное животное», которое не мо­жет развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от инте­ресов индивида к массе.

Теории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначаль­ной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гобое). Согласно другому учению («романтическому») человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные чер­ты (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро). В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выго­ды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений исходя из их полезно­сти для отдельного индивида. Благосостояние общества по этой теорий должно строиться на свободе действий каждого его члена 8 соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере Методология позитивизма О. Конта - при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе, и он всегда должен рассматри¬ваться исходя из своего социального окружения.

2. Этап становления социально-психологического

знания характеризовался следующими направлениями.

Психология народов (возникла под влиянием идей Гегеля) - -дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундт также считал, что психические продукты об¬щественного характера человеческой жизни (языки, ми¬фы и обычаи) необъяснимы только исходя из индиви¬дуального сознания и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к един¬ственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон -внушение, У. Джеймс - привычку, У. Макдугалл и У. Троттер - инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль - «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борь¬бе за существование» посредством межличностных и межфупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер ис¬пользовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая вой¬ну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда - инстинк¬тивные импульсы человека приходят в конфликт с интере¬сами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат иден¬тификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в XX в. На рубеже XIX-XX вв. в развитии социальной психологии начинается

новый период - исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.