logo search
Кикоть ОВД 400с

§ 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации

Контрпедагогика – это специфическое направление и условие утверждения позитивной программы развития личности сотрудника органов внутренних дел в противоречивых социально-педагогических условиях. Ее целью выступает профилактика и преодоление у сотрудников негативных отклонений в развитии личности, вызванных системными и пролонгированными негативными воздействиями.

Логика реализации контрпедагогических воздействий хорошо прослеживается на примере преодоления правового нигилизма – источника целого ряда негативных качеств сотрудника, напрямую связанных с его профессиональной деформацией. Сегодня правовой нигилизм уже имеет не только «классическую форму» неприятия закона, игнорирования закона, пренебрежения законом, а связан с уверенностью, что ряд личных и даже профессиональных проблем наиболее эффективно решаемы «вне правового поля». Это превращает правовой нигилизм из мнения в программу действий. Причины его формирования:

  1. Искаженное представление об объективно существующих в социальной и профессиональной практике противоречиях и негативных моментах (в становлении законодательной базы, практике правоприменения, деятельности правоохранительных и судебных органов, организации службы в органах внутренних дел и др.).

  2. Разноплановые по источникам и характеру негативные внепрофессиональные влияния: семья, круг знакомых семьи, публикации и телепередачи и др.

  3. Пролонгированный характер воздействий, т.е. их повторяемость в течение достаточно длительного времени.

  4. Динамичный и лидирующий характер негативных воздействий: например, сначала громкая «обличительная» информация в СМИ о деятельности органов внутренних дел, и с большим запозданием малозаметное опровержение и извинение.

  5. «Однолинейность мышления» при оценке органов внутренних дел: раздувание единичных негативных фактов, создание впечатления, что в милиции служат исключительно «оборотни», действующие вне «правового поля».

  6. «Подмена смыслов» или «затемнение смыслов» через подмену слов. Например, обозначение словом «бизнес» не только честной предпринимательской деятельности, но разного рода мошенничеств, спекуляций, афер; называние «повстанцами» бандитов, насильников, террористов и т.д.

  7. Клишированное воздействие или «навешивание ярлыков»: подмена факта оценкой факта, например, «все менты – продажные».

  8. Опережающее эмоциональное воздействие. Усиленное, порой исключительное апеллирование к эмоциям при описании «негатива в милиции», чтобы «забить» ими взвешенную интеллектуальную оценку.

  9. Образное воздействие. Демонстрация на экранах, на страницах газет и журналов негативных фото- , видео- и кинообразов сотрудников органов внутренних дел и соответствующих образцов их поведения.

  10. Обеспечение псевдоавторитетности источника информации. Для усиления негативных воздействий, информация нередко подкрепляется ссылкой на никому не известную «Международную ассоциацию…», источник «заслуживающий доверия» и т.д..

В итоге у сотрудника может сформироваться искаженная оценка социальной и профессиональной практики и, как следствие, соответствующие «ценности», нормы и установки на деятельность, приводящие к профессиональной деформации. Однако, при всей возможной устойчивости таких негативных взглядов, они содержат в себе противоречия, слабости, использование которых способствует эффективности контрпедагогических воздействий.

Общая логика контрпедагогического воздействия включает в себя ряд принципиальных положений.

  1. Демонстрация противоречий, несоответствия здравому смыслу имеющихся искаженных оценок и взглядов. Правовой нигилизм конкретного человека, как правило, алогичен по своей сути. Так, действуя в своих интересах «вне правового поля», сотрудник органов внутренних дел в то же время, как правило, желает, а нередко – требует, чтобы лично по отношению к нему закон выполнялся неукоснительно. Это – принцип «двойных стандартов», уже в достаточной мере дискредитировавший себя в жизни.

  2. Переключение мышления человека, имеющего искаженные взгляды и оценки, с восприятия оценок явления на восприятие самого явления. Задействовать интеллект, здравый смысл человека – важнейшее условие успешности контрпедагогического воздействия.

  3. Перевод осмысления социальной и профессиональной практики последовательно из «однолинейного», фрагментарного в «многомерное» (противоречивое, неоднозначное), а далее – в системное. Так, если сотрудник, склонный к правовому нигилизму, признает хотя бы противоречивый характер его собственной профессиональной практики и практики коллег, то можно считать решенными две задачи. Первая – признание практики как противоречивой подразумевает понимание, что в ней не все плохо и есть положительное, а это уже элемент объективной оценки. Вторая – признание существования фактов, отличающихся от навязанной ему ранее оценки действительности, не может не вызвать скепсис по отношению к тем источникам, откуда получена эта оценка.

  4. Выстраивание негативной перспективы и дискредитация «псевдопозитива». Устойчивость негативных оценок и взглядов во многом объясняется тем, что они дают человеку иллюзорную уверенность в знании «правды жизни». Клишированные оценки и внушаемая система действий освобождает от необходимости думать самому и искать самостоятельный путь действий. Негативная информация порождает иллюзию свободы от социальных, профессиональных или моральных обязательств. Однако реализация этой иллюзии одновременно снижает уровень его личной профессиональной безопасности, усиливает вероятность срывов, повышает угрозу стать объектом шантажа или манипулирования со стороны криминальных элементов. Поэтому одной из самостоятельных контрпедагогических задач является доказательство сотруднику реальной негативной перспективы его правового нигилизма.

  5. Эмоциональная девальвация негативных взглядов и источников, их формирующих. Борьба «на эмоциональном фронте» – одна из наиболее сложных контрпедагогических задач. Сами контрпедагогические воздействия не должны уступать негативным в эмоциональной насыщенности, образности, привлекательности. Контрпедагогика может и должна обращаться к более глубоким и сложным чувствам и переживаниям, например – к чувству собственного достоинства, чувству самоуважения, совести, профессиональной солидарности, даже – здоровой корпоративности (формирование эмоционального дискомфорта сотрудника оттого, что он своими действиями может «подставить» товарищей по службе). Отличными контрпедагогическими средствами «на эмоциональном поле» являются сарказм, ирония, юмор, которые не уступают по своему воздействию традиционным нравоучениям и разъяснениям.

  6. Системность, пролонгированность и (как максимум) опережающий характер контрпедагогических воздействий. Традиционная «педагогика мероприятий» и разовые педагогические акции являются наименее эффективным стилем контрпедагогических воздействий. Необходимо «вкрапливать» свои воздействия в основные сферы жизни сотрудника (профессиональная практика, отношения в коллективе, коллективные мнения и настроения и т.д.). В частности – преодоление правового нигилизма сотрудников будет идти тем более успешно, чем более часто и долго сотрудник будет испытывать позитивные влияния в коллективе, в процессе профессиональной деятельности, становящиеся частью его положительного жизненного и профессионального опыта.

  7. Обеспечение позитивного педагогического имиджа тех, кто осуществляет контрпедагогические воздействия. Эффективность контрпедагогических воздействий находится в прямой зависимости от того, насколько человек, осуществляющий эти воздействия, является реальной частью позитивного жизненного и профессионального опыта жизни и службы.

  8. Контрпедагогика воспитателя. Известно высказывание римского сатирика Ювенала: «Quis custodiet ipsos custodies?» (Кто будет охранять охранников?). Иначе говоря, субъект контрпедагогической деятельности сам находится в переплетении многих влияний, в том числе и негативных, как и те, кого он воспитывает. Он сам должен обладать профессиональной устойчивостью, непринятие негативных социально-педагогических воздействий должно быть непременной частью его интеллектуальных и эмоциональных жизненных и служебных позиций и установок. А порой и сам он нуждается в помощи и поддержке.

Профилактика и преодоление профессиональной деформации является необходимой составной частью педагогической работы с личным составом органов внутренних дел, так как в самой правоохранительной деятельности есть ряд объективных факторов, способствующих ее развитию. Профессиональная деформация личности сотрудника может привести, как минимум, к его профессиональной непригодности, как максимум, – к нарушениям профессионально-нравственных норм и законности. Результативность работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации зависит от условий и специфики профессиональной деятельности сотрудников, ее управленческого, материально-технического, кадрового, информационно-пропагандистского, психологического и педагогического обеспечения в целом. В то же время нужна специальная программа профилактики (а при необходимости – преодоления) профессиональной деформации, включающая комплекс педагогических, в том числе контрпедагогических мер, где индивидуальный подход в работе с сотрудниками выступает обязательным компонентом.