logo search
лекции по социальной психологии (Шп

69. Стадии процесса социализации

Наиболее подробно вопросы социализации рас­сматривались в системе фрейдизма. Традиция в оп­ределении стадий социализации складывалась имен­но по этой схеме. С точки зрения психоанализа особое значение для развития личности имеет период ран­него детства. Нов некоторых неортодоксальных пси­хоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились экспериментальные работы, исследующие социали­зацию в период отрочества и даже юности. Школы со­циальной психологии, ориентированные на фрейдизм, делают особый акцент на период юности. Следова­тельно, «распространение» социализации на перио­ды детства, отрочества и юности можно считать об­щепринятым.

Если принять за основание классификацию, кото­рая принята как отношение к трудовой деятельности, можно выделить три основные стадии: 1)дотрудовую; 2)трудовую; 3)послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации включает пе­риод жизни человека до начала трудовой деятельно­сти. Эта стадия, в свою очередь, делится еще на два более или менее самостоятельных периода: 1 (ранняя социализация, охватывающая время от рож­дения ребенка до поступления его в,школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии имену­ется периодом детства; 2) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. Это, безу­словно, относится ко времени обучения в школе. Студенчество также является одной из важных со­циальных групп нашего общества, и проблемы со­циализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека - весь период трудовой деятельно­сти человека. Включение трудовой стадии развития лич­ности в «орбиту» проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе для взрослых.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более спорный вопрос. Проблема эта доста­точно нова по сравнению с проблемой социализации на трудовой стадии. Проблема пожилого возраста становит­ся актуальной для ряда наук в современных обществах. В социальной психологии проблема геронтологии, гер­иатрии присутствует как проблема посяетеудовой стадии социализации. Непреодолимые затруднения возникают при попытках интерпретации послетрудового периода в жизни человека как периода развития личности. Край­ним выражением этой точки зрения является идея «десо-циализации», которая наступает вслед за завершением процесса социализации. В пользу позиции сохранения в социальной активности лиц пожилого возраста гово­рит сам вклад в воспроизводство социального опыта. Стоит вопрос лишь об изменении типа активности лично­сти в этот период (отыскиваются различные формы ис­следования активности лиц пожилого возраста).

Для социальной психологии выделение стадии со­циализации с точки зрения отношения к трудовой дея­тельности имеет большое значение. Для становле­ния личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. Допустим, взяв такой выс­ший уровень развития группы, как коллектив, мы по-новому увидим содержание тех процессов, которые в совокупности составляют жизнедеятельность груп­пы, хотя, с другой стороны, введение идей коллекти­ва в социальную психологию не коснулось еще такой традиционной области, как проблема социализации.