logo search
лекции по социальной психологии (Шп

66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии

Существует отличие социально-психологического подхода к исследованию личности от социологиче­ского подхода. Эта проблема решается более или ме­нее однозначно различными авторами. Кроме того, ее решение задано некоторыми принципиальными положениями марксистской теории общественного развития.

Наибольший интерес здесь представляет макро­структура общества, и прежде всего такие единицы анализа, как общественно-экономические формации, законы их функционирования и развития, структурно-общественные отношения в каждой из таких форма­ций, а следовательно, и социальная структура каждо­го конкретного типа общества. Это не означает, что в анализе нет места проблемам личности. Конкрет­ные личности являются носителями этих обществен­ных отношений. Понять содержание и механизм дей­ствия законов общественного развития нельзя вне анализа действий личностей.

Марксистская социология рассматривает личность именно в этом ее качестве как представителя опре­деленной социальной группы. В.А. Ядов отмечал, что для социологии личность «важна не как индивидуаль­ность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифици-рованная личность». И все же главная проблема со­циологического анализа личности - это проблема со­циальной типологии личности.

В социологический анализ могут быть помещены и другие проблемы, в частности те, которые являют­ся несоциальными проблемами социальной психоло­гии, например проблема социализации личности и не­которые другие. Это объясняется и тем простым фактом, что социальная психология в силу особенно­стей своего становления в нашей стране до опреде­ленного периода времени не занималась этими про­блемами, и тем, что практически в каждом вопросе, касающемся личности, можно усмотреть и некий со­циологический аспект. Основная же направленность социологического подхода достаточно определена.

Сложнее обстоит дело с разведением проблемати­ки личности в общей и социальной психологии, хотя в самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности.

Как справедливо отмечает И.С. Кон, многознач­ность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта дея­тельности «в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей», в то время как другие по­нимают личность как «социальные свойства инди­вида, как совокупность интегрированных в нем со­циально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с други­ми людьми и делающих его, в свою очередь, субъек­том труда, познания и общения». Хотя второй подход чаще всего рассматривается как социологический, внутри общей психологии он присутствует также в ка­честве одного из полюсов. Спор здесь идет именно по вопросу о том, должна ли личность.в психологии быть рассмотрена преимущественно в этом втором значении или системе данной науки важнее соеди­нение в личности социально значимых черт и инди­видуальных свойств.

Таким образом, для социальной психологии важ­но как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух «родительских» дисциплинах: социологии и психологии. Эта задача не может иметь единого решения для любых систем как социологического, так и психологического зна­ния.