logo search
лекции по социальной психологии (Шп

60. Специфические регуляторы больших групп

Существуют специфические регуляторы социально­го поведения в больших группах, которых нет в малых группах. Это нравы, обычаи, традиции. Образ жизни группы также дает важную характеристику, рассмат­ривается в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения. Исследование образа жизни в социально-психологическом плане представляет собой изучение особых форм общения, особого типа контактов, скла­дывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Наличие специфического язы­ка играет не последнюю роль в психологической ха­рактеристике. Это характерно для этнических групп, для других групп язык может выступать как определенный жаргон (например, свойственный профессиональным группам или такой возрастной группе, как молодежь). Какова структура больших социальных групп? Более непосредственной формой отражения является отра­жение на ступени общественной психологии. Высшую ступень представляет собой идеология. Общественная психология возникает, опираясь на непосредственный социальный опыт определенных общественных групп, поэтому, строго говоря, она и есть психология боль­ших групп, прежде всего классов. Для социальной психологии важным является вопрос о соотношении общественной психологии и идеологии, но прежде всего ее непосредственно интересует само содержа­ние «общественной психологии».

Особое внимание феномену общественной пси­хологии уделил Г.В. Плеханов, предложив «пятичлен-ную формулу», которая описывает структуру общества:

  1. производительные силы;

  2. производственные отношения;

форма общества, выражающая эти отношения, т.е. общественный и политический строй ;

4(определенное состояние духа и нравов, соответст­вующее этой форме, т.е. общественная психология; 5)литературиые, философские, политические взгля­ды, т.е. идеология.

Опосредующим звеном между экономическим раз­витием и историей культуры в широком смысле этого слова являются обусловленные социально-экономи­ческим развитием изменения в психологии людей. Эти изменения очевидны прежде всего не как индиви­дуальные изменения в установках, взглядах, интересах каждой отдельной личности, но как изменения, харак­терные для больших групп. Влияние сходных условий существования определенной группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями:

  1. через личный жизненный опыт каждого члена груп­пы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;

  2. через общение, большая часть которого происхо­дит в определенной социальной среде с четко вы­раженными чертами данной группы.

В общественной психологии существует целый ряд элементов, включающих в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состоя­ния, равно как этими же элементами обладает и психика отдельного человека. Кроме того, в целях более деталь­ного анализа можно выделить две составные части об­щественной психологии: динамические ее элементы -то, что у Г.В. Плеханова было обозначено как «настрое­ния умов и чувств», и более устойчивые образования, в которые включаются навыки, привычки, традиции, ин­тересы и т.д. Более точное определение элементов дано исследователями Г.Г. Дилигенским, А.И. Горячевой, Ю.В. Бройлей и др. Они выделяют две Обозначенные со­ставные части в ее содержании: 1) психологический склад как более устойчивое образование. Сюда могут быть от­несены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.; 2) эмоциональная сфера как подвижное динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроение.