logo search
Кикоть ОВД 400с

§ 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Рассмотрим организацию воспитательной работы с личным составом горрайоргана внутренних дел, осуществляемую субъектами воспитания (см. приложение 2). К ним, прежде всего, относятся все руководители, имеющие подчиненных сотрудников, аппараты по работе с личным составом. В их должностных регламентах зафиксированы прямые обязанности по организации и проведению воспитательной работы.

Наряду с ними, субъектами воспитания являются подразделения собственной безопасности в части профилактики нарушений законности, подразделения тыла в социальной сфере и другие структуры горрайоргана внутренних дел. Кроме того, к субъектам воспитательной работы следует отнести нештатные силы (наставников, общественные формирования и др.).

Субъекты воспитательной работы в горрайоргане внутренних дел осуществляют целенаправленное воспитательное воздействие на личность сотрудника по следующим направлениям:

Субъекты организуют и проводят воспитательные, культурно-досуговые и спортивные мероприятия.

Необходимо создать относительно управляемую «воспитательную среду», представляющую собой совокупность микрофакторов – ближайшего окружения, условий жизнедеятельности и службы сотрудников. На эти факторы возможно оказание сознательного воздействия с целью их изменения и обеспечения позитивного влияния на социализацию сотрудников. Только с учетом воздействия этих факторов система социального воспитания сотрудников в горрайоргане внутренних дел становится целостной системой.

Факторы микросреды можно представить в виде определенных характеристик условий службы, включающие:

1) уровень организации службы в горрайоргане внутренних дел;

2) социально-экономическое положение сотрудников, уровень их денежного довольствия;

3) уровень материально-технического обеспечения оперативно-служебной деятельности;

4) уровень информационного, компьютерного и правового обеспечения деятельности горрайоргана внутренних дел;

5) система стимулирования и поощрения сотрудников;

6) состояние морально-психологического климата в служебном коллективе;

7) уровень организации культурно-досуговой и спортивной сфер;

8) характер отношений с органами местного самоуправления;

9) уровень правовой и социальной защищенности сотрудников.

При благоприятном состоянии или позитивном изменении этих микрофакторов (характеристик «воспитательной среды») создаются более благоприятные условия для развития и самореализации личности сотрудника горрайоргана, ускоряется формирование профессионально-значимых и нравственных качеств и, в конечном счете, повышается эффективность служебной деятельности.

В связи с этим возрастает значение корпоративной культуры органов внутренних дел как микросреды воспитания сотрудников.

Под корпоративной культурой органов внутренних дел понимается исторически сложившаяся система знаний, корпоративных ценностей, норм, традиций, ритуалов, способов организации досуга, формирующая и определяющая комплекс качеств и поведенческих проявлений сотрудников, создающая определенный образ их жизни и влияющая на процесс их социализации2. Можно сказать, что каждый сотрудник волею обстоятельств оказывается погруженным в определенный культурный контекст, из которого он черпает свои представления, идеалы, правила жизни и способы действий. В результате взаимодействия с «воспитательной средой» идет процесс развития личности сотрудника.

Таким образом, корпоративная культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и механизмы усвоения сотрудником норм, эталонов поведения, взглядов, традиций. Анализ показывает, что на подавляющее число предлагаемых характеристик, можно оказывать сознательное воздействие с целью их позитивного влияния на развитие сотрудников, их социализированность и воспитанность. Для примера рассмотрим педагогическую, воспитательную составляющую такой характеристики как – уровень организации службы в горрайоргане. Этот уровень может быть требуемым, соответствующим требованиям нормативных актов МВД России, а может быть ниже требуемого.

Повседневное соблюдение уставного порядка сотрудниками, необходимая требовательность и контроль за его поддержанием со стороны руководителей органа и его структурных подразделений основывается на известном в педагогике методе тренировки, который вырабатывает навык и привычку следовать уставному порядку, формирует такие качества, как ответственность и дисциплинированность, умение работать в команде и сознательно подчиняться. Воздействие на этот фактор микросреды может и должен оказать ведущий субъект воспитательной работы – руководитель горрайоргана. В этом случае руководителем с одной стороны сознательно решаются определенные воспитательные задачи, а с другой воспитательная работа через действия руководителя становится рычагом непосредственного воздействия на повышение эффективности оперативно-служебной деятельности. Здесь возникает проблема «педагогизации» среды, когда руководители горрайоргана, его структурных подразделений принимая управленческие решения по различным направлениям оперативно-служебной деятельности, должны преследовать определенные воспитательные цели и оценивать воспитательные последствия принимаемых управленческих решений. В условиях функционирования «воспитательной среды» возрастает роль непосредственных организаторов воспитательной работы аппарата по работе с личным составом. Одной из важнейших становится задача интеграции воспитательных сил всех субъектов воспитательной работы в горрайоргане с учетом влияния факторов микросреды на воспитание сотрудников.

Сегодня создаются благоприятные предпосылки для формирования сотрудника органов внутренних дел нового типа, который по своим качествам и профессионализму будет отвечать потребностям обновляемого российского общества, государства и деятельности Министерства в новых условиях. В связи с этим возникает проблема создания, формирования новой корпоративной культуры органов внутренних дел как микросреды социального воспитания их сотрудников.

Другая составляющая механизма формирования и развития личности сотрудника – самоизменение личности (самовоспитание, саморазвитие, самостроительство или саморазрушение) – отражает приоритет субъект-субъектного подхода, базирующегося на активности личности сотрудника в процессе социализации, влияющей на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. В этих рамках необходимо создать систему стимулирования труда сотрудников с целью формирования у них мотивации и установок на самоизменение (саморазвитие) с использованием способов фиксации изменений в личности сотрудника, связанных, например, со служебной карьерой, возможностью продвижения по службе и др.

Важную роль в предлагаемой социально-педагогической модели целостной системы воспитательной работы с личным составом горрайоргана внутренних дел играет оценка эффективности этой работы.

Оценку результативности воспитательной работы в горрайоргане внутренних дел, целесообразно осуществлять по двум направлениям. При реализации первого направления оценки результатов следует оценить степень воздействия воспитательной работы на оперативно-служебную деятельность, что можно описать минимум двумя характеристиками – результатами оперативно-служебной деятельности за определенный период и состоянием дисциплины и законности в деятельности личного состава горрайоргана внутренних дел.

По второму направлению оценки следует оценить уровень развития личности сотрудника, который описывается также двумя интегральными характеристиками – уровнем социализированности личности сотрудника и уровнем воспитанности сотрудника, что может быть отражено в аттестациях сотрудников.

Первое направление оценки носит достаточно традиционный характер. Данные о состоянии оперативно-служебной деятельности могут быть получены из актов инспекторских проверок, соответствующих отчетов, различных аналитических справок, штабных документов. Информация о состоянии служебной дисциплины и законности содержится в отчетных документах в виде статистических данных.

Сложнее обстоят дела со вторым направлением оценки, поскольку оно основывается на новых подходах. Социализированность и воспитанность сотрудника горрайоргана внутренних дел являются интегральными сложными социально-педагогическими характеристиками личности сотрудника. Их содержание можно раскрыть только с помощью целого ряда относительно более простых критериев – признаков (профессиональных и социально-значимых качеств). В рамках субъект-субъектного подхода социализированность можно трактовать как достижение сотрудником определенного уровня адаптированности в служебном коллективе горрайоргана внутренних дел1.

Уровень социализированности сотрудника может быть выражен следующим набором критериев – признаков (качеств): знание и надлежащее исполнение своего должностного регламента; степень персональной ответственности за надлежащее исполнение своего должностного регламента; уровень профессиональной квалификации, профессионального мастерства; готовность и способность нести службу в условиях непрерывных изменений, инноваций, экстремальных ситуаций; соблюдение дисциплины и законности; установка на обеспечение личной профессиональной безопасности; верность Присяге, служебному долгу; патриотизм – деятельная любовь к Родине и государству; стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту, успеху; уровень владения компьютером, умение пользоваться Интернетом; уровень коммуникативных умений общаться с гражданами, представителями общественных объединений; уровень политико-государственного ориентирования и информированности; готовность и умение противостоять негативному информационно-психологическому воздействию криминальной среды; неподкупность и коррупционная устойчивость, нравственная чистоплотность; готовность и умение противостоять проявлениям национализма, ксенофобии, политического и религиозного экстремизма; сопричастность к жизнедеятельности служебного коллектива горрайоргана, инновационные предложения по совершенствованию служебной деятельности; уровень образования; культурно-эстетические интересы; умение поддерживать требуемую физическую форму, отношение к здоровью как важной личной и социальной ценности.

По определению профессора А. М. Столяренко «воспитанность личности – важнейшая аксиологическая (ценностная) составляющая сущности личности, система жизненных и поведенческих смыслов, значений, ценностей, желаний, отношений и выборов в поступках и жизни, ее педагогическое свойство»2.

Уровень воспитанности можно оценить ценностными отношениями к критериям – признакам социализированности, восприятия их как внутренне необходимых для себя лично, а также реальным поведением и результатами оперативно-служебной деятельности. Здесь следует воспользоваться традиционными методами изучения личности сотрудника органов внутренних дел: биографическим методом; методом наблюдения; анализа результатов служебной деятельности; методом поручений; методом обобщенных (независимых) характеристик; метод тестирования.

Такова социально-педагогическая модель целостной системы воспитательной работы с личным составом на уровне горрайоргана внутренних дел. Обратные связи в этой модели символизируют активность личности сотрудника как участника субъект-субъектных отношений. Обратная связь от горрайоргана к вышестоящим органам внутренних дел и другим госструктурам, а также к органам местного самоуправления несут в себе информацию об определенных результатах воспитательной работы с личным составом, проводимой в горрайоргане.

Суть модернизации системы воспитательной работы с личным составом основного звена системы МВД России – горрайорганов внутренних дел состоит в переходе от традиционной субъект-объектной модели ныне действующей системы воспитательной работы к социально-педагогической, субъект-субъектной модели, которая адекватно отражает реальные воспитательные процессы и отвечает современным потребностям функционирования органов внутренних дел.

Воспитание всегда носило и носит конкретно-исторический характер, оно тесно связано с социально-экономическим, политическим, духовно-нравственным и культурным состоянием общества, а также этноконфессиальными и социокультурными особенностями. Результативность воспитания в условиях возрождения демократической России, решения масштабных национальных задач обновления общества определяется не только тем, как оно обеспечивает усвоение человеком самобытных культурных ценностей и социального опыта, но также готовностью и подготовленностью граждан к сознательной активности. В конечном итоге, важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самовоспитанию и саморазвитию. Активная всесторонне развитая личность – главный ресурс дальнейшего развития общества, государства и его аппарата – органов внутренних дел.