logo search
лекции по социальной психологии (Шп

43.Социальная идентичность

Известно, что муравей, изолированный от своего | муравейника, умирает, даже если все его витальные потребности удовлетворяются. Для человека воздей- I ствие «эффекта толпы», демонстрации или -осажден- i ной крепости» не столь наглядно, но также вполне из- ' меримо. Этот эффект может быть описан в терминах I «соц'иоглюонного поля», создаваемого большими че-\ . ловеческими коллективами и оказывающего интегри- | рующее воздействие на поведение людей. Подобными ; эффектами объясняется сравнительная простота мае- I сового гипноза по сравнению с индивидуальным. Спо- I собность человека улавливать связующее поле, несом1 ' ненно, носит паранормальный характер.

Когда людей просят рассказать о себе, например, задают им вопрос: «Кто вы?», то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общно- i сти. В подобных случаях речь идет о социальной иден- ! тичности индивида. Это важная часть Я-концепции, ко- 1 торая основана на его принадлежности к какой-либо ' социальной группе вместе с присущими данной группе | нормами и ценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я. I

Социальная идентичность - часть Я-концепции человека, которая определяется принадлежностью к социальной группе (или группам) в сочетании с цен­ ностью и эмоциональной значимостью, сопутствую­ щими данной принадлежности. \

В детстве группы, к которым принадлежит человек, i являются частью социализации. Мы рождаемся в опре- I деленной семье, определенной этнической группе и иног- I да - в определенной религиозной группе. По мере того как мы становимся старше, атрибуции, обладающие для | нас наибольшей ценностью, приводят нас к выбору тех )

социальных групп, которые отражают и усиливают эти ценности. Я-концепция и социальная идентичность взаимно определяют и формируют друг друга.

Социальная идентичность может приводить к форми­рованию стереотипа собственного «Я». Этот стереотип включает восприятие самого себя как члена определен­ной группы, а также поведение в соответствии с данной социальной идентичностью. Иногдазго означает, что люди принимают негативные, так же как и позитивные, атрибу­ции той группы, с которой они себя идентифицируют.

Например, преподаватель может думать о себе как об умном, но также как и о рассеянном человеке. Когда негативные стороны социальной идентичности явля­ются отличительными или пугающими, люди с наи­большей вероятностью идентифицируют себя с ее положительными аспектами, т.е. они формируют сте­реотип собственного «Я» только на основании поло­жительных параметров.

Люди не только относят себя к определенным группам, но также рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразде­ление остальных людей на категории «мы» и «они».

«Мы» - это люди, принадлежащие к группам, член­ство в которых является важным для нас.

«Они» - это все остальные, это чужаки, не относя­щиеся к «нашим» группам.

Группы, входящие для-нас к категорию «мы», со­ставляют часть нашей социальной идентичности.

В ходе повседневной жизни индивид обычно срав­нивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравни­вают успехи «своих» групп с успехами групп «чужих».

Когда кто-то из «своих» добивается крупного успе­ха, то все остальные члены этой общности, даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испы­тывают чувство гордости и даже личного удовлетво­рения.