Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
За последние годы произошли заметные позитивные изменения в ветеранском движении в системе МВД России. Постоянно повышается роль ветеранов войны, боевых действий, военной службы, труда, государственной службы в деле воспитания личного состава органов внутренних дел.
Президентом России ветеранскому движению дана высокая оценка. В своем приветствии по случаю десятой годовщины создания Общественной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, Владимир Путин отметил, что «пенсионеры вносят государственный вклад в патриотическое воспитание личного состава, щедро делятся с молодыми богатым жизненным опытом и профессиональным мастерством».
Поздравляя личный состав и ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России с очередной годовщиной Великой Победы, Министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев особо отметил роль ветеранов в обеспечении общественного порядка, прав и законных интересов соотечественников, которые много делают для эффективного противостояния преступности, профессиональной подготовки и патриотического воспитания нынешнего поколения солдат правопорядка.
Приняты Федеральные законы «О ветеранах» и «Об общественных объединениях», новые подзаконные акты. Как следует из Федерального закона «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов или реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Целью общественных объединений может быть: реализация и защита гражданских, экономических, политических, социальных и культурных прав и свобод; развитие активности и самодеятельности граждан, удовлетворение профессиональных и любительских интересов; развитие научного, технического и художественного творчества; проведение культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; оказание благотворительной помощи ветеранам и членам их семей. Обстановка меняется быстро, возникают новые обстоятельства и здесь может пригодиться опыт ветеранов.
Закон изменил статус ветеранских организаций. В системе МВД России сегодня насчитывается более четырех тысяч организаций, в которых активно работают пятьсот тысяч ветеранов и пенсионеров. Они успешно действуют в республиках, краях и областях нашей Отчизны.
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:
создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах внутренних дел;
реализацию мер социальной поддержки ветеранов и членов их семей;
пропаганду добросовестной государственной службы в правоохранительных органах.
Успешная организация деятельности ветеранских организаций способствует целям формирования сплоченности, взаимоподдержки и дружбы между ветеранами, опытными и молодыми сотрудниками, службами в коллективе органа внутренних дел.
В органах, учреждениях и учебных заведениях МВД России избираются Советы ветеранов, которые в тесном контакте с аппаратами по воспитательной работе привлекают ветеранов к работе, как на общественных началах, так и на профессиональной основе. В последнем случае нормативной базой является специальный приказ Министра внутренних дел России о замещении отдельных должностей оперативно-начальствующего состава опытными и знающими дело ветеранами-профессионалами: на преподавательской и научной работе в учебных и научных заведениях МВД, в работе следственных, криминалистических и штабных подразделений. Ветеранские организации оказывают помощь руководителям органов и подразделений внутренних дел в воспитании личного состава на боевых и трудовых традициях старшего поколения: путем создания и налаживания работы музеев, уголков боевой и трудовой славы органа, учреждения, проведения различных мероприятий воспитательного характера, шефства над молодыми сотрудниками. В своей работе ветеранские организации оказывают материальную помощь своим товарищам, оказавшимся в затруднительном материально-бытовом положении. Для этих целей используются средства из гуманитарных и благотворительных фондов ветеранов органов внутренних дел региональных фондов «Правопорядок» и пр.
Орган общественной самодеятельности: совет ветеранов, наставников, отличников, офицерские собрания, женсовет, – это объединение сотрудников, целью которого является совместное решение определенной социальной проблемы. Данный орган не имеет над собой вышестоящих органов или организаций, он охватывает только определенную категорию сотрудников, в нем нет обязательного членства и он работает, как правило, на основании ведомственного нормативного акта.
Советы наставников с помощью опытных ветеранов подразделения, принимают участие в подборе наставников и координации их деятельности, оказывают методическую и практическую помощь в организации их работы, распространении положительного опыта лучших наставников и на своих заседаниях периодически заслушивают отчеты наставников и закрепленных за ними молодых сотрудников, вносят руководству конкретные предложения по совершенствованию этого участка работы и поощрению лучших наставников. В целях активизации деятельности наставников в органах и подразделениях ряда МВД, ГУВД, УВД утверждены Положения о соревновании на звание «Лучший наставник», оформлены Доски почета наставников Управления внутренних дел.
Общественная российская организация ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России выполняет задачи:
оказания помощи молодым сотрудникам в повышении профессионального мастерства (в качестве консультантов и наставников);
передачи опыта оперативно-служебной деятельности;
участия в проведении «Дней молодого сотрудника»;
участия ветеранов в воспитании личного состава;
формирования и закрепления боевых и трудовых традиций органов внутренних дел;
пропаганды истории милиции, конкретного органа (подразделения, учреждения) внутренних дел;
оказания помощи музеям милиции, советам комнат боевой славы органов внутренних дел в сборе исторических реликвий, материалов в Книгу памяти органов внутренних дел;
пропаганды деятельности органов внутренних дел, их традиций среди населения;
участия в правовом воспитании граждан;
проявления заботы о нуждах ветеранов органов внутренних дел, принятия мер по оказанию им помощи в решении социально бытовых проблем.
Ветеранское движение способствует работе советов служебного коллектива органа внутренних дел в целях формирования и поддержания здорового морально-психологического климата в коллективе, укрепления законности и служебной дисциплины, развития и укрепления материально-технической базы и социальной сферы органа внутренних дел, организации досуга сотрудников и членов их семей, деятельности ветеранов в составе советов наставников. Ветераны помогают оказанию практической и методической помощи наставникам в планировании и проведении работы с молодыми сотрудниками, что способствует выработке и внесению предложений о совершенствовании организации наставнической деятельности, поощрении лучших воспитателей молодежи.
Деятельность общественной организации ветеранов также помогает в организации мероприятий культурно-досугового характера, в работе по привитию сотрудникам и членам их семей потребностей в развитии эстетических вкусов.
Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании молодых кадров обеспечивается наличием в составе этой организации, в каждом конкретном служебном коллективе, опытных мастеров службы различных направлений служебно-оперативной деятельности, сотрудников самых различных служб.
Взаимодействие руководителя органов внутренних дел с общественными объединениями сотрудников и использование в этой деятельности возможностей организации ветеранов, играет важную роль в воспитательной работе среди личного состава органов внутренних дел.
Углубление и расширение взаимодействия руководителя органа внутренних дел с общественными объединениями коллектива подразделения, а также с работниками средств массовой информации и ветеранами – объективная необходимость обучения и воспитания личного состава в современных условиях.
К сожалению, некоторые руководители органов и подразделений недостаточно активно используют возможности общественных объединений и средств массовой информации в воспитательной работе среди сотрудников. Конечно, тому есть ряд причин: отсутствие опыта работы с общественностью и использования возможностей СМИ в новых социально-экономических условиях, материальные и финансовые проблемы, неполное представление о потенциале того или иного типа общественного объединения и его возможностях. Задача в том, чтобы восполнить эти пробелы.
Глава 17. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел со средствами массовой информации в интересах воспитательной работы с личным составом
§ 1. Педагогическое влияние средств массовой информации на формирование у сотрудников профессионально важных качеств
Благодаря широкому распространению средств массовой информации (СМИ) современный человек оказывается под воздействием множества информационных потоков. СМИ участвуют в формировании массового сознания, предъявляя разного рода нормы, ценности. При этом они в известной мере реализуют и воспитательную функцию – формируют мировоззрение, ценностные ориентировки, нравственные (либо безнравственные) убеждения. СМИ относятся к таким воспитательным средствам, которые действуют практически на всех этапах формирования и развития личности.
Информация превращается в объективно действующий фактор педагогического влияния. Она становится важной составляющей процесса воспитания. По мнению В. А. Сухомлинского, воспитание словом является «одной из самых жизненных и наиболее острых проблем педагогической деятельности»1.
Органы внутренних дел не могут оставаться в стороне от использования в воспитании своих сотрудников такого мощного фактора воздействия, как средства массовой информации. МВД России принимает конкретные меры в этом направлении. В целях повышения авторитета пропаганды службы в органах внутренних дел установлены и поддерживаются тесные связи с различными СМИ.
В МВД создана достаточно сильная ведомственная система информационно-пропагандистской работы. Прежде всего – это Управление информации, региональных и общественных связей МВД России, в составе которого имеется шесть подразделений: организационно-аналитический отдел; отдел по связям с общественными объединениями; отдел по работе со СМИ – пресс-служба; отдел по обеспечению и координации работы подразделений информации; отдел по взаимодействию с органами государственной власти; секретариат. В состав отдела по работе со СМИ входит 101 региональная пресс-служба, в каждой из которых примерно по одной телегруппе. МВД выпускает свыше 80 изданий. Помимо этого, в Управлении организации работы с личным составом ДКО МВД России создан отдел организации информационно-пропагандистской работы.
Необходимость использования в воспитании сотрудников органов внутренних дел средств массовой информации связана с тем, что последние весьма оперативно воздействуют на сознание человека.
Принципы работы российских СМИ долгое время опирались в основном на западную теорию журналистики, согласно которой «хорошая новость – это не новость; новость – это то, что задевает человека за больное». В результате у читателя (зрителя, слушателя) возникала несколько искаженная картина мира, в которой превалировали отрицательные посылы (страх, ужас, опасность). В последние годы отечественные СМИ заметно эволюционировали в сторону несколько иной модели, для которой характерно нивелирование реальных общественных угроз, искусственное создание иллюзии стабильности и порядка. Эта тенденция объясняется реальной необходимостью государства обеспечить единство российской нации и устранить негативные социально-политические факторы.
При этом оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел до сих пор продолжает подаваться в ряде СМИ в негативном ключе, что можно классифицировать как дурной и опасный пережиток наследия либерального хаоса 1990-х годов.
Одной из составных частей системы воспитания сотрудника органов внутренних дел является информационное воздействие через СМИ на личный состав. Информационно-пропагандистская работа через использование СМИ является одной из форм проявления единства процесса обучения и воспитания личного состава. В ней не только сочетаются цели и задачи, но и реализуются взаимосвязанные формы и методы процессов обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел.
Информационно-пропагандистская работа представляет собой целенаправленную деятельность подразделений воспитательной работы с другими органами управления, средствами массовой информации, общественными организациями по всестороннему и своевременному доведению до сотрудников органов внутренних дел, гражданского персонала и членов их семей данных из социально-политической и профессиональной сфер деятельности в целях удовлетворения информационных потребностей и формирования морально-психологических качеств, позволяющих успешно выполнять поставленные задачи.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника