logo search
лекции по социальной психологии (Шп

44. Лидерство и руководство в группах и организациях

Сам по себе термин «лидерство» происходит от английского слова «leadership», что также означает и руководство, однако отечественные исследовате­ли обычно выделяют руководство и лидерство как два различных явления, присущих организованным (в той или иной степени) общностям.

Основное различие здесь состоит в следующем. Взаимодействие руководителей и руководимых ими людей осуществляется в системе административно-правовых отношений той или иной официальной ор­ганизации. Что касается взаимодействия лидеров и ведомых, то оно может происходить как в системе административно-правовых, так и морально-психоло­гических связей между людьми.

Если наличие руководителей является необходимым признаком любой официальной организации, то лиде­ры возникают спонтанно как следствие взаимодействия людей и в официальных, и в неофициальных организа­циях. Таким образом, в одном и том же акте взаимо­действия двух сотрудников какой-либо организации или учреждения иногда можно наблюдать одновременно и отношения руководства, и отношения лидерства, а иногда только один из этих видов отношений.

Лидерство определяется иерархией позиций членов группы в зависимости от их ценностных потенциалов и вклада каждого в жизнедеятельность группы. По сути-это устойчивое доминирование отдельных членов груп­пы, реализующих свой социально-ролевой статус. Лидер­ство возникает в процессе дифференциации межлич­ностного взаимодействия, когда одни выдвигаются на доминирующие позиции, а другие выступают как ведомые.

Лидерство - это результат действия:

субъективных факторов (интересы, потребности, индивидуальные особенностей личности), а также

- действия личности как инициатора и организатора

групповых взаимодействий.

Различают два типа лидера: 1) эмоциональный, регулирующий отношения между членами группы; 2) инструментальный, обеспечивающий организацию взаимодействия группы для достижения цели.

По направленности своих действий лидер может быть: положительным; отрицательным.

Острота проявления отрицательного лидера вы­ступает в роли показателя эффективности официаль­ного руководства, т.е. чем менее эффективна дея­тельность администрации, тем более ярко выражена деятельность лидера как отрицательного в отноше­нии руководства. Необходимо иметь в виду, что лидер доминирует благодаря тому, что адекватно проявля­ются его личностные качества, которые более полно отражают групповые ценности.

Авторитет - социально-психологическое явление, ха­рактеризующее положение и роль личности в группе, а также отношение к ней на основе доверия, уважения и признания нравственных, профессиональных и других преимуществ, характеризующих качества личности. Можно также сказать, что это - своего рода имидж члена группы.

Основой авторитета выступает, с одной стороны, власть и должностное положение (должностной авторитет), а с другой стороны - качества личности: интеллектуаль­ные, профессиональные, социально-психологические.

Черты высокого авторитета: 1) по направленности и мотивации-высокая зрелость, стремление к достиже­нию успеха; 2) по способностям - высокий уровень ин­теллекта, способность принимать правильные решения, умение выбирать правильные формы стимуляции, воз­действия на других; 3) в профессиональной области -высокий уровень достигнутых знаний, умений, навыков; 4) в чертах характера - высокая ответственность, после­довательность в действиях и поступках, инициативность, доброжелательность; 5) в темпераменте и волевых ка­чествах - находчивость, напористость; 6) в коммуника­тивных характеристиках - умение решать конфликты.