44. Лидерство и руководство в группах и организациях
Сам по себе термин «лидерство» происходит от английского слова «leadership», что также означает и руководство, однако отечественные исследователи обычно выделяют руководство и лидерство как два различных явления, присущих организованным (в той или иной степени) общностям.
Основное различие здесь состоит в следующем. Взаимодействие руководителей и руководимых ими людей осуществляется в системе административно-правовых отношений той или иной официальной организации. Что касается взаимодействия лидеров и ведомых, то оно может происходить как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей между людьми.
Если наличие руководителей является необходимым признаком любой официальной организации, то лидеры возникают спонтанно как следствие взаимодействия людей и в официальных, и в неофициальных организациях. Таким образом, в одном и том же акте взаимодействия двух сотрудников какой-либо организации или учреждения иногда можно наблюдать одновременно и отношения руководства, и отношения лидерства, а иногда только один из этих видов отношений.
Лидерство определяется иерархией позиций членов группы в зависимости от их ценностных потенциалов и вклада каждого в жизнедеятельность группы. По сути-это устойчивое доминирование отдельных членов группы, реализующих свой социально-ролевой статус. Лидерство возникает в процессе дифференциации межличностного взаимодействия, когда одни выдвигаются на доминирующие позиции, а другие выступают как ведомые.
Лидерство - это результат действия:
объективных факторов (цели и задачи группы в конкретных ситуациях);
субъективных факторов (интересы, потребности, индивидуальные особенностей личности), а также
- действия личности как инициатора и организатора
групповых взаимодействий.
Различают два типа лидера: 1) эмоциональный, регулирующий отношения между членами группы; 2) инструментальный, обеспечивающий организацию взаимодействия группы для достижения цели.
По направленности своих действий лидер может быть: положительным; отрицательным.
Острота проявления отрицательного лидера выступает в роли показателя эффективности официального руководства, т.е. чем менее эффективна деятельность администрации, тем более ярко выражена деятельность лидера как отрицательного в отношении руководства. Необходимо иметь в виду, что лидер доминирует благодаря тому, что адекватно проявляются его личностные качества, которые более полно отражают групповые ценности.
Авторитет - социально-психологическое явление, характеризующее положение и роль личности в группе, а также отношение к ней на основе доверия, уважения и признания нравственных, профессиональных и других преимуществ, характеризующих качества личности. Можно также сказать, что это - своего рода имидж члена группы.
Основой авторитета выступает, с одной стороны, власть и должностное положение (должностной авторитет), а с другой стороны - качества личности: интеллектуальные, профессиональные, социально-психологические.
Черты высокого авторитета: 1) по направленности и мотивации-высокая зрелость, стремление к достижению успеха; 2) по способностям - высокий уровень интеллекта, способность принимать правильные решения, умение выбирать правильные формы стимуляции, воздействия на других; 3) в профессиональной области -высокий уровень достигнутых знаний, умений, навыков; 4) в чертах характера - высокая ответственность, последовательность в действиях и поступках, инициативность, доброжелательность; 5) в темпераменте и волевых качествах - находчивость, напористость; 6) в коммуникативных характеристиках - умение решать конфликты.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса