logo search
Кикоть ОВД 400с

§ 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации

Системный анализ педагогического влияния массовых информационных потоков на ценностные ориентации сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о сложном взаимодействии элементов информационно-педагогической системы в органах внутренних дел.

Цель информационно-пропагандистской работы состоит в создании информационной среды, позволяющей сотрудникам внутренних дел осознанно ориентироваться в потоках социальной информации в соответствии с целями профессиональной деятельности и актуальными информационными потребностями.

Социальная и профессиональная активность членов коллектива наиболее полно реализуется в условиях соответствующей информационной среды – взаимосвязанных элементов и каналов информационного взаимодействия, позволяющих осуществлять адекватную интересам службы социальную ориентацию и определять рациональные пути достижения личностных и групповых целей. Но если эта среда не ориентирована педагогически в нужном для ведомства русле, коммуникация приобретает хаотичный характер по отношению к целям воспитательной работы. В связи с этим, в настоящее время весьма актуальна идея А. С. Макаренко о необходимости педагогизации социальной информационной среды. Характеризуя содержательные связи между социумом и личностью, Макаренко писал: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности личность входит в бесконечное число отношений... Весь этот «хаос» не поддается, как будто, никакому управлению. Тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя»1.

Анализ работы по формированию информационных предпочтений сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о том, что, несмотря на усиливающиеся потоки социальной информации, процесс ее потребления поддается управлению2. Такая возможность обусловлена тем, что информационные потоки можно: а) моделировать в соответствии с целями воздействия; б) количественно и качественно измерять; в) осуществлять обратную связь с потребителями; г) направлять информацию в нужное коммуникатору направление с заданной интенсивностью, актуализируя кульминационные моменты частных педагогических задач.

Вместе с тем, современное состояние информационно-воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел не позволяет кардинально повысить эффективность педагогического влияния СМИ на сотрудников в рамках существующей системы информирования. Анализ педагогического влияния на личный состав основных форм информационного обеспечения служебной деятельности коллективов органов внутренних дел, индивидуальные и групповые беседы с различными категориями сотрудников внутренних дел, результаты анкетирования, интервьюирование и изучение группового мнения свидетельствуют об определенном кризисе доверия к традиционным формам информационного обмена в условиях службы, имеющем плановую основу.

Так, анализ основных форм информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел (общественно-государственная подготовка, оперативные совещания и др.) и опрос 100 сотрудников показал, что за читки газет и журналов высказались только 3% опрошенных; за выпуск стенных газет – 5%; организацию единых информационных дней по актуальным проблемам социальной политики и профессиональной деятельности – только 2% опрошенных. Лишь один из восьми сотрудников выступает за сохранение планового информирования. Следовательно, эти формы информационно-пропагандистского воздействия необходимо признать полностью утратившими свою актуальность. Кроме того, качеством информационной работы удовлетворены менее 20% сотрудников.

Около 80% сотрудников высказались за внедрение в практику информационного воспитания принципа свободного выбора и осмысления поступающей теле- и радиоинформации, что потенциально таит в себе большую опасность для интересов службы, ибо, как мы показали выше, даже в современных политических условиях, большинство неведомственных СМИ предпочитает подавать аудитории негативный облик сотрудника органов внутренних дел.

Для эффективного использования материалов СМИ в воспитательной работе с личным составом в результирующем информационном массиве необходимы следующие компоненты:

а) информационно-ориентирующие сообщения (хроника, факты, констатирующая информация);

б) поток информации управляющего педагогического воздействия (комментарии и оценка событий с позиции государственной политики, формирования группового мнения и личностных профессиональных качеств);

в) информация по нейтрализации негативных альтернативных источников информации, слухов, домыслов, предположений и необоснованных прогнозов.

Сегодня есть необходимость разработки и внедрения в педагогическую практику ОВД концепции информационно-пропагандистской работы, главной целью которой является упорядочение массово-информационных потоков в подразделениях в интересах службы.

К основным целям информационно-пропагандистской работы в ОВД с использованием СМИ следует отнести:

Для эффективного воспитательного влияния СМИ на личный состав органов внутренних дел необходимо соблюдение определенного алгоритма информационно-педагогической деятельности. Основными этапами этой деятельности являются:

Эффективность информационного обеспечения воспитательного процесса в органах внутренних дел достигается за счет:

Анализ более 20 занятий по общественно-государственной подготовке, мероприятий социально-правового и текущего информирования личного состава позволили выявить структурное соотношение факторов, снижающих эффективность информационно-педагогического влияния на личный состав.

56% сообщений СМИ по проблематике, связанной с воспитанием сотрудников органов внутренних дел за счет действия различного рода информационных барьеров не становятся фактом восприятия и осмысления. 15% – из-за недоступности информации по причине отсутствия на плановых информационных мероприятиях; 10% – недоверие источнику информации; 15% – слабая эмоциональная привлекательность сообщений; 16% – отсутствие устойчивого тематического интереса к обсуждаемой проблеме. Из 44% воспринятой информации активно осмысливается и оценивается с позиции применения на практике около 30%. И лишь 5%, как показали проведенные беседы и анкетирование, используется в служебной деятельности и межличностной коммуникации. Это весьма низкий коэффициент полезного действия.

Полученные данные показывают состояние информационного обеспечения в целом по Министерству внутренних дел.

Под информационным потенциалом органов внутренних дел мы понимаем совокупность информационного массива1 и технических средств, способных осуществлять поиск, сбор, систематизацию, хранение, передачу и эффективное использование информации, обеспечивающей общественно-необходимый уровень информированности сотрудников в соответствии с функциональной направленностью профессиональной деятельности2.

Накопляемую информацию необходимо систематизировать и оперативно обновлять по следующим уровням ее циркулирования: информация 1-го уровня – нормативные акты и руководящие документы по вопросам службы (события, факты), затрагивающие интересы сотрудников органов внутренних дел; информация 2-го уровня – комментарии важных событий (оценочные суждения), имеющих прямое или косвенное отношение к профессиональной деятельности; информация 3-го уровня – обобщение и анализ отобранных фактов и оценок, тенденции и прогнозирование развития событий, выводы для реализации сделанного анализа в педагогической практике. Информация обратной связи, которая позволяет субъектам информационной работы в органах внутренних дел своевременно вносить необходимые педагогические коррективы в информацию управляющего воздействия3.

Информационно-педагогическая деятельность в органах внутренних дел как совокупности первичных коллективов, чаще всего, включает несколько взаимосвязанных этапов: докоммуникативный, коммуникативный и послекоммуникативный.

При организации цикла целевых мероприятий было установлено, что наиболее важными факторами успешного педагогического воздействия на личный состав с использованием СМИ являются: наличие положительной мотивационной установки на восприятие информации управляющего педагогического воздействия; соответствие передаваемых сообщений актуальным информационным ожиданиям реципиентов; реализация частных педагогических задач с учетом специфики каналов информационного влияния на сотрудников органов внутренних дел, их индивидуально-психологических особенностей и решаемых задач; комплексность применяемых мер педагогического воздействия; степень педагогической ориентации канала межличностной коммуникации на тему предстоящего мероприятия.

К основным мерам педагогического влияния на личный состав с использованием СМИ, способствующим совершенствованию информационного обеспечения воспитательного процесса, относятся:

Таким образом, изученная теоретическая база по данной проблеме, проведенная опытно-экспериментальная работа, обсуждение ее результатов и сформулированных на их основе практических рекомендаций соответствующими экспертами, апробация предлагаемых мер в исследуемых коллективах позволяет сделать вывод о том, что выявленные пути совершенствования информационно-пропагандистского обеспечения воспитательного процесса в органах внутренних дел с использованием СМИ позволяют улучшить качество информационно-педагогической деятельности и обеспечивают формирование у сотрудников качеств, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач.