logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

3. Периодизация истории психологических знаний.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология: развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время).

Основание разделения периодизации Ждан: содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов

Развитие психологии в рамках философии

Хронология

Содержание этапа

Итоги

VI в. ДО Я. Э. —

Vb.

Возникновение первых научных представлений о психике и их первоначальное развитие

Выделение науки о душе и формирование двух направлений материализма и идеализма; формирование первых эмпирических знаний о психических процессах — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле; выделение проблемы соотношения души и тела; указание на внутреннее чувство как способ познания

V-

VIII. вв.

1(14

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии; начало опытной методологии исследования

XIV— XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в крн-тексте развития анато-мо-фнзиологических знаний и великих открытий XIV—XVI вв.

Отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений; введение термина «психология»

XVII —

середина XIX вв.

Выделение сознания в качестве предмета исследования и формирование теоретических основ психологии

Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии; возникновение психофизической и психофизиологической проблем; понятие о бессознательной психике

Развитие психологии как самостоятельной науки

Начало XIX — 60-е гг. XIX в.

Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки

Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений и восприятия

60-е гг. XIX — конец XIX в.

Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки

Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психологии

10-е —

середина 30-х гг. XX в.

Открытый кризис в психологии

Возникновение школ в зарубежной психологии: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, французской социологической школы, понимающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психологии и др.

Возникновение советской психологии

20-е — 30-е гг.

Становление советской психологии

Создание теоретических основ психологии на основах марксистской философии: теории установки, культурно-исторической теории, теории деятельности и др.; развитие прикладных областей в отечественной психологии — психотехники и педологии; развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов

Конец 30-х — 50-е гг.

Затухание кризиса в зарубежной психологии.

Развитие советской психологии в области теории

Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.

Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина

60-е гг.— настоящее время

Поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и советской психологии

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивна я психология, марксистски-ориентированные теории.

Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.