logo
Ответы на билеты (ГОСы)

Теория мышления в гештальтпсихологии

Конец XIX– начало ХХ века.

Вертгеймер, К. Дункер, К. Кофка, К. Келлер.

Изучалось главным образом восприятие, а затем некоторые положения были перенесены на теорию мышления.

Главным и первичным содержанием всего психического являются целостные образования - гештальты.

Основной закон – закон прегнантности (закон хорошей формы).

Мышление – акт переструктурирования проблемной ситуации.

Келлер: критерием интеллектуального поведения животных являются эффекты структурности. Возникновение решения связано с тем, что поле восприятия приобретает новую структуру (в ней понимаются новые отношения между элементами этой структуры).

Решение задачи возникает на основе инсайта (мгновенного понимания проблемной ситуации).

Мышление также подчиняется закону прегнантности. Закон прегнантности – перестройка образа ситуации подчиняется закону прегнантности, т.е. стремится к четкому выделению элементов проблемной ситуации.

Дункер: мышление – это процесс, который посредством инсайта в проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям. Чем глубже инсайт, тем более интеллектуальным является ответное действие.

Особенности, которые отличают мышление от других инсайтных процессов:

  1. мышление характеризуются исследованием проблемной ситуацией и наличием задачи.

  2. Проблемная ситуация характеризуется тем, что в ней чего-то недостает, есть недостающее звено.

Мышление рассматривается как процесс мышления задач.

Фазы решения задачи:

  1. наличие проблемной ситуации

  2. нахождение принципа решения

  3. фаза проверки и реализации решения

На разных фазах решения задачи одни и те же элементы проблемной ситуации имеют разное значение, т.е. понимаются в новых отношениях.