logo
Ответы на билеты (ГОСы)

7. Первобытное мышление (л.Леви-Брюль и др., с.Л. Рубинштейн).

На основе обобщения множества фактов о жизни племен и народностей Австралии, Океании, Африки, стоящих на более низких ступенях общественно-исторического развития, фр философом и педагогом Леви-Брюлем был сделан вывод о каче­ственном отличии первобытного мышления от современного, цивилизованного.

Главная особенность первобытного мышления - его пралогический характер - подчиненность своеобразной логике:

По Леви-Брюлю логическое и пралогическое мышление - это не различные стадии развития мышл-ия в социогенезе, а 2 типа мышления, кот сосуществуют как в рамках первобытного, так и современного общества. В практических действиях мышление первобытного человека также логично, как и современного, а у современного человека пралогическое мышление встречается в религиозных представлениях, бытовом суеверии, массовых страхах на основе партиципации и т.д)

Патопсихологи нередко находят элементы этого типа мыслительной деятельности у пациентов, страдающих различными расстройствами психики. Работы Леви-Брюля сыграли большую роль в критике концепции английской антропологической школы, которая придерживалась гипотезы о тождестве умственных операций у людей разных времен и культур, а также в противопоставлении разных типов мышления, отсутствия объяснения причин их различия.

Интересную точку зрения на первобытное мышление отстаивал французский этнолог, представитель структурализма, К. Леви-Стросс.  Леви-Стросс стремился выявить своеобразие первобытного мышления, мышления той эпохи, когда были заложены все предпосылки для современного интеллектуального развития. Этнологу свойственна высокая оценка нравственных устоев первобытного общества. Он создал концепцию "сверхрационализма", направленную к восстановлению единства чувственного и рационального начал, утраченного современной европейской цивилизацией. Такая гармония, по его мнению, присутствовала в первобытном мифологическом мышлении. Это выражалось в особом приятии противоречий человеческого бытия, в чувственной качественной логике и одновременно конкретном метафорическом мышлении. Полемизируя с Л. Леви-Брюлем, исследователь доказывал, что представления об ином способе мышления у народов, живущих в условиях примитивных культур, не обоснованы. Он отмечал, что мыслительные процессы у них протекают так же, как и у цивилизованных современных людей, отличны лишь способы обобщения и представления об общем, отличен набор самых общих понятий или категорий. Работы К. Леви-Стросса выявили логический механизм создания и преодоления противоречий в первобытном сознании посредством мифологической медитации, а также способность первобытного сознания к логическому анализу. Но не смотря на это точка зрения Леви-Брюля более детальна, а так же кажется более убедительной. В работах Леви-Стросса  мнение о первобытном обществе преувеличено в плане уровня интеллекта и  хода мышления.

Рубинштейн выделил признаки первобытного М:

  1. функционирует внутри восприятия (наглядно).

  2. оперирует данными наглядной ситуации.

  3. ограничено содержанием наглядной ситуации.

  4. неспособно к выделению абстрактных, опосредованных понятий.