logo
Ответы на билеты (ГОСы)

6. Функции речи.

1. Коммуникативная – связана с общением, основное средство коммуникации в совместной деятельности.

2. Указывающая (индикативная функция речи) – позволяет использовать язык для указания внешних предметов.

3. Экспрессивная – связана с эмоциями, передает отношение к событиям.

4. Обозначающая (сигнификативная) – передает значение слов языка.

5. Называющая – номинативная функция.

6. Интеллектуальная (назвал Рубинштейн) – формулируя мысль, мы ее формируем, речь обслуживает мышление.

7. Теории речи: теория научения,теория Н.Хомского, когнитивная теория Ж.Пиаже,теория взаимосвязи мышления и речи Л.С.Выготского,теория УПК Н.И.Жинкина-И.Н.Горелова,теории эгоцентрической речи Л.С.Выготского и Ж.Пиаже,теория автономной речи (Л.С.Выготский).

Теория научения

Бихевиоральный подход (необихевиоризм) Скиннер.

Ребенок обладает врожденной потребностью и врожденной способностью к подражанию. Важнейшая форма подражания – звукоподражание. Звукоподражание, которое подкрепляется положительной эмоциональной регуляцией, ведет к быстрому усвоению звуков, слов и предложений.

Формирование речи происходит по законам научения и основные механизма формирования речи: подражание и подкрепление.

Теория специфических задатков Н. Хомского

В организме и мозге человека есть специфические задатки к усвоению речи и основных ее атрибутов. Окончательно эти задатки складываются и закрепляются к одному году. Возраст 1-3 г. является сензитивным для формирования речи.

Когнитивная теория Пиаже

Развитие речи происходит за счет врожденной способности ребенка воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Первые высказывания ребенка относятся к той информации, которую он воспринял и интеллектуально переработал. Развитие речи происходит во взаимосвязи с развитием интеллекта или мышления.

1 – 3 года – речь формируется наиболее активно.

Теория взаимосвязи мышления и речи Л.С. Выготского

Единство мышления и речи заключается в значении слова.

Высшим уровнем единства мышления и речи является речевое мышление.

Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они развиваются отдельно.

Исходная функция речи – коммуникативная. Она возникла из необходимости организовать совместную деятельность.

Первой ступенью мышления в филогенезе было наглядно-действенное, неречевое. Когда развитие мышления достигает стадии наглядно-образного мышления – развитие мышления и речи происходит совместно. Переход коллективного мышления в индивидуальные формы происходит по схеме формирования психической функции.

Таким образом, сформировалось словесно-логическое мышление и внутренняя речь.