logo
Ответы на билеты (ГОСы)

2) Учение о стадиях развитии интеллекта

Развитие интеллекта рассматривается как формирование операций. Операция – это внутреннее действие, которое произошло из внешних предметных действий. Операции имеют сокращенную форму, совершаются не с реальными предметами, а с образами, символами, знаниями.

Стадии:

  1. Стадия сенсомоторного интеллекта (8-10 мес. – 1,5 г.) – ребенок изучает объект через его использование с помощью определенных усвоенных ранее сенсомоторных схем. Основной признак сенсомоторного интеллекта – это активное использование действий, направленных на объект.

  2. Стадия символического (допонятийного) интеллекта (1,5 – 4 г.) - характеризуется усвоением вербальных знаков, переходом к символическим действиям. Самый яркий пример – это детская игра.

  3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (4 – 7-8 лет) – характеризуется наличием наглядных впечатлений.

  4. Стадия конкретных операций (7-8 – 11-12 лет) – у ребенка появляются операциональные схемы. Для стадии характерно наличие конкретной ситуации, в которой осуществляются операции. Основной признак конкретных операций – это их привязанность к предмету.

  5. Стадия формальных операций или рефлексивный интеллект (11-12 – 14-15 лет) – характеризуется тем, что операции могут совершаться в уме. Операции имеют сокращенную форму, совершаются не с реальными предметами.

2. Основные теоретические подходы к изучению мышления в отечественной психологии:культурно-историческая теория высших психических функций (Л.С.Выготский);теория развития понятийного мышления (Л.С. Выготский);теория мышления как процесса(С.Л.Рубинштейн,А.В. Брушлинский);теория мышления как деятельности (О.К.Тихомиров).