logo
Ответы на билеты (ГОСы)

2. Первичное и вторичное обусловливание как механизм развития личности.

(бихевиористкая и необихевиористкая ориентации)

Основные формы научения

Классическое Оперантное Обучение

обусловливание обусловливание через наблюдение

(Дж. Уотсон) (Б.Ф. Скиннер) (А. Бандура)

Классическое обуславливание:

Классически обусловленное научение (научение на основании выработки условного рефлекса)

Принципы научения по Павлову:

  1. Принцип подкрепления

  2. Принцип генерализации (обобшения) – реакция вырабатывается на сходные стимулы

  3. Принцип дифференциации (может быть выработана реакция на специфические стимулы).

На основании этой теории американский исследователь Джон Уотсон предложил теорию формирования эмоций у детей.

Виды эмоций:

  1. Эмоции врожденные (страх в условиях потери опоры, страх при воздействии громкого звука (все остальные страхи – выученные); гнев (злость) в случае ограничения свободы движений; удовольствие (эмоция любви, связана с привязанностью к другому человеку)).

  2. Эмоции приобретенные (все остальные)

Избавление ребенка от страха определенного объекта за счет соединения двух противоположных видов эмоций: эмоции страха и эмоции удовольствия, отдыха, расслабления.

Стимул – реакция

Оперантное обуславливание (Берес-Фредерик Скиннер)

Реакция 1 – Стимул – Реакция 2

Реакция 1 – реакции оперантные (поисковые, хаотичные, ориентировочные)

Реакция 2 – реакции ответные (респондентные)

Принципы оперантного научения:

  1. Принцип подкрепления

  2. Принцип дифференциации и генерализации стимулов и реакции (реакции распространяются на сходные стимулы, сходные стимулы могут вызывать несколько реакций)

  3. Принцип игнорирования негативных реакций

  4. Принцип режима подкрепления

  5. Принцип незамедлительности поведения

Теория социального научения Альберта Бандуры

Априорное научение – научение, основанное на наблюдении за другими и подражании им (косвенное социальное воздействие).

Основной механизм нучения – подражание.

Этапы научения через подражание:

  1. Этап демонстрации образца (привлечение внимания)

  2. Запоминание образца в символической форме

  3. Тренировка необходимого поведения в безопасных условиях

  4. Закрепление желаемого поведения, косвенное воздействие социума.